Презентация по литературному чтению Совершенствование навыка чтения у младших школьников.


«Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания» Мартынцева Наталия Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области2016г «Чтение – вот лучшее учение!»А.С. Пушкин АктуальностьВо–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью» Эффективные подходы в обучении Упражнения по совершенствованию техники чтения разделены на группы:1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. 2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. 3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. 4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях 5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста 6 группа. Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады). Упражнения по совершенствованию навыков чтения Упражнения, способствующие четкости произношения:Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.Речевая разминка.Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.Чтение сочетаний гласных и согласных.Работа с таблицей согласных. Чтение блоков.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.Чтение слов с общим корнем.Чтение слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями.Чтение вслух непонятных слов из текста.Установочное чтение.Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст:Упражнение «Губы»Упражнение «Угадай» Упражнение «Финиш»Упражнение «Буксир»Упражнение «Молния»Чтение с остановками ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты диагностики говорят следующее: у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами; уровень понимания текста – высокий; чтение выразительное; уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении. Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на:- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;- на повышение качества успеваемости;на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения. Литература:Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н - М.: Педагогика, 1997 Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения // Нач. школа -2004г.- №12 - с. 80-82. 3. Артоболевский В.Г. Художественное чтение.- М.: Просвещение,1978 4.Бесчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.//Нач. школа - 2000 г. № 9,с:76-80 5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика,1987 6. Горбуша Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981г. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор.1996 8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: 1991 9.Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994 10. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. - М.: Педагогика, 1980 11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969 12. Львов М.Р., Рамзаева Т.Т., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.:Просвещение,1987 13. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971,с. 201 14. Методика обучения динамическому чтению. Сост. Постоловский И.З. и др.- Одесса: изд. ОБЛИУУ,1994 15. Начальное образование России. Инновации и практика. - М.: Новая школа, 1994 16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972 17. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста./ Под редакцией Зверева И.Д., Пышкало А.М.- М.: Педагогика, 1986 18. Обучаем по системе Л.В. Занкова 3 класс. Авторы: Аргинская И.И. и др. - М.: Просвещение,1994 19. Оморокова И.И., Постоловский И.З., Рапопорт И.А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990 20. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.:1997 21. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе// Нач. школа - 1999, №10,с. 55-61 22. Речь. Речь. Речь./ Под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 1990 23.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982 24. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1993 25. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991