Презентация по русскому языку на тему Русский язык. Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.


Русский язык. Комплексный анализ текста Памяти Евгения Евтушенко 1933- 2017 Поэт в России - больше, чем поэт Тема урока: «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В.Степанов)Триединая цель урока: 1. Образовательная:- формирование навыков лексико - грамматического анализа как основы освоения смыслового содержания текста;2. Развивающая:-формировать умения, способствующие эффективно работать в группе;обобщать свои выводы на основе синтеза накопленного материала-обогащать культуроведческие знания обучающихся на основе интеграционного взаимовлияния образовательных полей гуманитарных предметов Домашнее задание к уроку:прочитайте отрывок из поэмы Е.А. Евтушенко; выучите наизусть 1-2 смысловые части по своему выбору; приготовьтесь к выразительному чтению, письму по памяти (6 групп) и лексико-грамматическому разборуизбранных отрывков «Эстрадные» поэты 50-60-х годов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина – собирали в годы «оттепели» огромные аудитории ценителей поэзии Москва. Книжная ярмарка. 2016 гУ стенда с поэтическими сборниками Е.А. Евтушенко было много ценителей русского слова. Снова, как однажды верно заметил Андрей Вознесенский , читатели, потянулись « к стихам, как к травам от цинги» . Программа комплексной работы с текстом1. Ученики, выучившие наизусть одинаковые отрывки текста, объединяются в группы , готовятся к коллективному выразительному чтению стихотворения и делегируют своего представителя «на сцену».Таким образом, всё произведение прозвучит в начале урока полностью. По окончании чтения одна из групп (назначает учитель) комментирует выразительность чтения всех участников – исполнителей) Программа комплексной работы с текстом 2.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста (работают над заданием все группы, ответы обсуждаются, отслеживается совпадение мнений).Тема текста (сформулирована учениками): «Поэт и общество»;«Миссия поэта»; «О назначении поэта в обществе»Основная мысль текста: «Поэт… - больше, чем поэт»; «тот, в ком бродит дух гражданства»; «образ века своего»; «будущего прообраз» Поэт в России - больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет.Поэт в ней - образ века своегои будущего призрачный прообраз.Поэт подводит, не впадая в робость,итог всему, что было до него.Евгений ЕвтушенкоМолитва перед поэмой. Поэт в России - больше, чем поэт… Программа комплексной работы с текстомНа что указывает заглавие – на основную мысль или на тему текста?4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Укажите языковые средства художественной изобразительности, средства выражения отношения. оценкиМолитва перед поэмой. Поэт в России - больше, чем поэт… Письмо по памяти - (синтаксический и орфографический разбор)- представителей делегируют группы (2 группа)Дай, Пушкин, мне свою певучесть,свою раскованную речь,свою пленительную участь как бы шаля, глаголом жечь. Программа комплексной работы с текстомДай, Лермонтов, свой желчный взгляд,своей презрительности яди келью замкнутой души,где дышит, скрытая в тиши,недоброты твоей сестра- лампада тайного добра.Письмо по памяти - (синтаксический и орфографический разбор)- представителей делегируют группы (2 группа) Программа комплексной работы с текстомДай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей -у парадных подъездов и рельсови в просторах лесов и полей.Дай твоей неизящности силу.Дай мне подвиг мучительный твой,чтоб идти, волоча всю Россию,как бурлаки идут бечевой.Письмо по памяти - (синтаксический и орфографический разбор)- представителей делегируют группы (3 группа) Письмо по памяти - (синтаксический и орфографический разбор)- представителей делегируют группы (4 группа)О, дай мне, Блок, туманность вещуюи два кренящихся крыла,чтобы, тая загадку вечную,сквозь тело музыка текла.Дай, Пастернак, смещенье дней,смущенье веток,сращенье запахов, тенейс мученьем века,чтоб слово, садом бормоча,цвело и зрело,чтобы вовек твоя свечаво мне горела. Письмо по памяти - (синтаксический и орфографический разбор)- представителей делегируют группы (5-6 групп)Есенин, дай на счастье нежность мнек березкам и лугам, к зверью и людями ко всему другому на земле,что мы с тобой так беззащитно любим. Дай, Маяковский, мне  глыбастость,  буйство,  бас,непримиримость грозную к подонкам,чтоб смог и я, сквозь время прорубясь,сказать о нём товарищам-потомкам {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГРУППЫЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯРОЛЬ языковых явлений в тексте1 группа (слайд 8)Лексический повтор: поэт –поэтами –поэтМетафора: бродит дух гражданстваЭпитеты: гордый духСПП для аргументирования ведущей идеи автора Способствует пониманию темы текста: Поэт в России – кто он?Приближают к идее: В России поэт всегда гражданин; Причинно-следственные связи тезиса и аргументов {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы (отрывки)Языковые явленияРоль языковых явлений в тексте2 группа (слайды 10-11)«Чужие слова» в тексте без оформления цитаты Эпитеты: раскованную (речь), пленительную (участь); замкнутой (души)Метафоры : «келья души»; «лампада тайного добра Поэт приглашает читателя к диалогу, «будит» его память, заставляет обратиться к предшествующим литературным эпохамВыделяют характерные качества пушкинской поэтической речи и личности ЛермонтоваВыделяют характерные качества личности Лермонтова; усиливают выразительность и экспрессию языка стихотворения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы (отрывки)Языковые явленияРоль языковых явлений в тексте2 группа (слайды 10-11) продолжениеНачало каждого отрывка представляет собой предложение, осложнённое обращением - анафораГрамматика: «Дай, Пушкин, мне…» (и далее по тексту)Автор обращается к поэтам, обозначившим в веках вектор развития русской литературы, и словно подчёркивает непрерывную связь времён и поколенийПоэт обращается к тем, кого называют поэтами-классиками; сказуемое выражено глаголом 1-го лица ед.числа – он с ними «на ты»? Да! Это обращение к единомышленникам и учителям. Как у друзей, он учится у них стойкости и силе духа {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы (отрывки)Языковые явленияРоль языковых явлений в тексте3-6 группы (слайды 12-14) Анализ работ показывает, что большинство обучающихся отмечает сходные языковые явления как в лексике, так и в грамматике. Только примеры у всех разные: из «своих» частей стихотворения. Комментарии к роли языковых явлений в тексте в целом зависят не только от уровня знания русского языка, но и литературы.Главный итог урока: радость «узнавания» знакомых имён , строк, их соединение с другими словами, понимание смысловой и эстетической красоты стихотворения. ПеределкиноЕвгений Александрович Евтушенко в музее с друзьями и единомышленниками Список литературы к уроку:1.Русская литература 20 века. Под редакцией Ю.И. Лыссого. Учебник-практикум. Издательство «Мнемозина».111141, Москва, ул. Перовская,47, стр.490-491, 2001 год. 2.Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 2005 г. Автор-составитель: Т. М. Пахнова.М.,2005.Рецензенты: Н.П .Гольцова; И.Ю.Гац, О.Ф. Вакурова3.Пахнова Т.М. Ррусский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Издательство «Экзамен», 2010Русский язык 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. ООО»Легион», 2015 г. 2016 г . Москва. Красная площадь Дай, Пушкин, мне свою певучесть,свою раскованную речь,свою пленительную участь как бы шаля, глаголом жечь. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,своей презрительности яди келью замкнутой души,где дышит, скрытая в тиши,недоброты твоей сестра -лампада тайного добра. ...