Презентация к уроку по русскому языку на тему Роль наречия в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему


Учимся вместе – учимся друг у друга! «Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая часть речи выполняет свою роль, а из их сочетания создается прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык. Мы учимся вместе с вами владеть этими инструментами языка, частями речи».А.Н. Гвоздев (известный языковед, занимался изучением употребления слов различных частей речи в текстах различных стилей) Дудка вышла …... Высушив иву, он выжег ей сердце раскаленною проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал ……… седьмое и ………. заткнул один конец деревянною затычкой, оставив в ней косую узенькую щелку. Он …………….выстругал ее ножом, почистил стеклом и …………обтер  куском грубого сукна. Попробовав ее несколькими быстрыми переливами гаммы, он ……….. мотнул головой, крякнул и ……….спрятал в укромное местечко около своей постели. Иохим был ………….доволен своей дудкой. Казалось, она была частью его самого; звуки, которые она издавала, лились будто из собственной его груди, и каждый изгиб его чувства …….же дрожал в чудесной дудке, …………срывался с нее и ……….несся вслед за другими, среди ………слушавшего вечера. (По В.Г.Короленко) Прочитайте текст Тема урока: Роль наречий в тексте. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Дудка вышла на славу. Высушив иву, он выжег ей сердце раскаленною проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой, оставив в ней косую узенькую щелку. Он старательно выстругал ее ножом, почистил стеклом и крепко обтер  куском грубого сукна. Попробовав ее несколькими быстрыми переливами гаммы, он взволнованно мотнул головой, крякнул и торопливо спрятал в укромное местечко около своей постели. Иохим был совершенно доволен своей дудкой. Казалось, она была частью его самого; звуки, которые она издавала, лились будто из собственной его груди, и каждый изгиб его чувства тотчас же дрожал в чудесной дудке, тихо срывался с нее и звучно несся вслед за другими, среди чутко слушавшего вечера. (По В.Г.Короленко) Роль наречий в тексте 1. Вышла на славу 2. Прорезал наискось3. Заткнул плотно, обтер крепко, спрятал торопливо4. Выстругал старательно5. Мотнул взволнованно, доволен совершенно 6. Тотчас дрожал 7. Тихо срывался, звучно несся 8. Чутко слушавшего вечера - характеризует предметуказывает на признак действия - более точно характеризуют действия героя– помогает увидеть отношение автора к герою– передают настроение человека, придают эмоциональность-дает более точное представление о времени-выражают настроение, состояние героя– передает состояние природы Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол. (А.С.Пушкин, великий русский поэт)2. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь  точной, образной,  выразительной. (М.Горький, русский писатель)3. Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик. (П.С.Пустовалов, известный лингвист )4. Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мысль, её ёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они. (А.К.Югов, известный русский советский прозаик, литературовед, лингвист и историк, публицист и переводчик) Композиция сочинения.Тезис (высказывание). 2) Рассуждение о смысле высказывания. 3) Аргумент 1, его роль.4) Аргумент 2, его роль.5) Вывод. .) «Титаник» (затонул в 1912 г.) Оркестр судна 1. Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». 2. В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…3. В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. 4. Ужас охватил находившихся на пароходе…5. И …. произошло нечто невероятное. 6. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. 7. Они вышли со своими инструментами в руках, быстро расселись в нужном порядке и заиграли…8. Заиграли Третью симфонию Бетховена. 9. Героическую симфонию героического композитора. 10. Симфонию великого музыканта.11. Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. 12. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук. 13. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. 14. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.15. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство… (Д.Б.Кабалевский) СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ!