Презентация: Использование ИКТ на уроках химии.


Г. Нефтеюганск2015-2016 учебный год * Щурихина Фларида Фасхетдиновнаучитель химии и биологииМБОУ «СОШ№8» * Развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культурыканадский философ Маршалл Маклюэн(1911 – 1980) * Цели использования информационных технологий 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности * * Направления использования ИКТ моделирование химического эксперимента и химических реакций изучение производств химических продуктов наглядное представление объектов и явлений микромира система тестового контроля подготовка к ЕГЭ * Использование готовых электронных продуктов Использование мультимедийных презентаций Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски Формы использования ИКТ В сочетании с модульным обучением Использование ресурсов сети Интернет В сочетании с методом проектов * ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли Влияние использования ИКТ на ученика * экономию времени на уроке возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса Влияние использования ИКТ на учителя * в центре технологии обучения - ученикв основе учебной деятельности – сотрудничествопозиция ребенка в учебном процессе – активнаяперспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию Смыслом и позитивным результатом обучения при использовании информационно-коммуникационных технологий являются следующие аспекты * Рассмотрим достоинства и недостатки использования компьютерных учебных программ на уроке +наглядность в представлении учебного материала+сокращение времени выработки необходимых технических навыков учащихся +увеличение количества тренировочных заданий+достижение уровневой дифференциации обучения+учащийся становится субъектом обучения+возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию+обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций+диалог с программой приобретает характер учебной игры+у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности - диалог с программой лишенэмоциональности- программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся- не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся- помимо ошибок в изучении учебного предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические – ошибки работы с программой- от учителя требуются специальные знания- школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером; - среди имеющегося программного обеспечения много фактических или методических ошибок * Результаты использования ИКТ в образовательном процессе Повышение качества образования по химии 2. Повышение познавательного интереса к предмету3.Увеличение процента учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предметы химии и биологии4.Проявление стойкого интереса к изучению предметов естественно-научного цикла * ИКТ на конкретном уроке Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как способ создания проблемной ситуациикак способ объяснения нового материалакак форма закрепления изученногокак форма проверки домашнего заданиякак способ проверки знаний в процессе урока На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности: обеспечивать основной материал дополнительной информацией; создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;создавать компьютерные презентации; создавать дидактический материал;подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся * . На этапе проведения уроков компьютер позволяет: экономить время; заменить часть наглядных пособий и моделей красочно оформлять материал; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные каналы восприятия (визуальный, вербальный, кинестетический); организовывать самостоятельную работу учащихся;индивидуализировать обучение;концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу. На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы; систематически накапливать материал; аккумулировать совместные усилия учителей; повышать мотивацию преподавания и обучения * Изучение и закрепление нового материала Демонстрация на мониторах компьютера или на экране иллюстраций, химических опытов, моделей, имитация химических процессов, выполнение практических работ в виртуальной лаборатории. Подготовка и проверка домашнего задания Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома. Самостоятельная работа Работа с индивидуальным заданием на компьютере, работа с компьютерными тренажерами, практикум по решению задач, работа с таблицами и справочными материалами. Проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу Возможности компьютера при их проведении практически безграничны. Внеклассная работа Виртуальные экскурсии на химические заводы, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др., поиск дополнительной информации, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Творческая работа, проектная деятельность Создание буклетов, презентаций, проектов, собственного Интернет-сайта, его постоянное обновление; участие в создании мультимедийных уроков, освоение азов программирования. Использование ИКТ на различных этапах урока и во внеурочной деятельности * ИКТ по сравнению с традиционными методами обучения позволяют занятий по предмету, особенно объяснение нового материалаоптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных осуществлять повторно передачи учебного материала выполнять работы с вредными веществами повысить развивающий потенциал уроков использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне Использование электронных изданий и пособий * способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала контролировать и корректироватьусвоение учебного материала обеспечивает ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей позволяет заменить основную часть наглядных пособий и моделей осуществлять эксперименты не осуществимые в школьной лаборатории сформировать навыки самоконтроля сформировать мотивацию к учению в целом и к химии и биологии в частности К слайду 6 * Коллекция учебных дисков * 9 класс «Металлы» «Коррозия металлов»«Щелочные металлы»«Алюминий» «Железо и его соединения» «Галогены» «Серная кислота» «Нитраты… Что мы о них знаем?» «Углерод- элемент жизни» Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.   Возможности презентаций:  1. Демонстрация фильмов, анимации2. Выделение (нужной области)3. Гиперссылки4. Последовательность шагов5. Интерактивность6. Движение объектов7. Моделирование основа урока, его "скелет«часть урока творческая работа учащегося или группы учеников Уроки-лекции Урок анализа текста Обобщающие уроки Презентации к урокам К слайду 6 * К слайду 6 Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов: 1 подготовка2 планирование3 исследование (в том числе и теоретическое)4 результаты и (или) выводы5 представление или отчет6 оценка результатов * ИКТ в сочетании с методом проектов * ИКТ в сочетании с модульным обучением Модуль - многофункциональный узел, объединяющий учебное содержание и способы овладения им, обладающий определенной автономностьюдля МО характерны:опережающее изучение теоретического материала;укрупнение учебного материала;алгоритмизация учебной деятельности;индивидуализация и уровневая дифференциация * Поиск информации по теме с использованием поисковых систем Виртуальное путешествие Online – тестирование WEB - квест Internet – уроки Видеоуроки по предметам школьной программы ДО как новый формат образовательной деятельности * Видеоуроки - это специальный обучающий материал, который предоставлен в видеоформате. Данная технология позволяет ученику видеть и слышать все что педагог хочет донести до него Видеоуроки по предметам школьной программы http://interneturok.ru/ К слайду 22 * Краткосрочные(одно, два занятия) Долгосрочные(несколько занятий, месяц) Quest- (в переводе с английского языка-путешествие)- продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания * Особенность WEB-квеста введение, или вступление, в котором задается исходная ситуацияинтересное центральное задание, которое можно реально выполнитьсписок информационных ресурсов сети, необходимые для выполнения заданияописание процедуры работы: она должна быть разбита на этапы руководство к действиям-некоторые пояснения по переработке полученной информациисистема контроля в виде отчетов, которые пишутся участниками после выполнения квеста. заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область * Структура Web – квеста * Веб-квест способствует развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информацииразвитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запасапоощрению учеников учится независимо от учителяразвитию исследовательских и творческих способностей учащихсяповышение личностной самооценки поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель МОУ СОШ №287 им.А.И.Петелина г. Заозёрск * С помощью этого Web – квеста вы сможете совершить увлекательное путешествие в удивительный мир металлов, встречающихся на территории нашего края, узнать историю их открытия и получения, о распространенности в природе в чистом виде и в виде соединений, биологической роли и практическом значении для человека, курьезных случаях, связанных с их изучением. Для того, чтобы собрать как можно больше информации, вам необходимо выполнить все предложенные задания и ответить на вопросы, которые встретятся на вашем пути. Следуй маршрутной карте, пройди все этапы путешествия, и тогда оно станет увлекательным и успешным, и ты достигнешь цели. Для выполнения заданий используй ссылки сети Интернет. МОУ СОШ №287 им.А.И.Петелина г. Заозёрск * 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА 4 ГРУППА 5 ГРУППА 6 ГРУППА Каждому путешественнику предстоит побывать на станциях, выполняя различные задания. На станции «Загадочной» разгадайте ребус или загадку про металл (или группу металлов), информацию о которых будете собирать, используя ссылки на сайты всемирной паутины На «Исторической», предлагается изучить историю накопления знаний о данном металле: историю его открытия и получения металла, выдающиеся события и даты, имена ученых, интересные факты и курьезные случаи из истории изучения металла.На «Геологической», предстоит выяснить области распространения металла, названия, внешний вид и местонахождения его природных соединений. На «Химической» - собрать информацию о физических свойствах металла и его химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства металлов.На «Биологической» - добыть сведения о содержании данных металлов в живых организмах, их биологической роли и значении для здоровья человека.На «Техническая» - изучить области применения металлов и их соединений в технике и народном хозяйстве.На «Промышленной» находят и отмечают на карте месторождения и районы добычи металлических полезных ископаемых. * Удельный вес его так мал,Что стал крылатым тот металл.Во все детали входит он, И частый гость в доме твоем. Источники Химическая энциклопедияhttp://www.xumuk.ru/encyklopedia/занимательная химияhttp://home.uic.tula.ru/~zanchem/занимательная химия: все о металлахhttp://all-met.narod.ru/iin.htmlАлюминийhttp://www.medkurs.ru/lecture1k/chemistry/qc20/кальцийhttp://www.medkurs.ru/lecture1k/chemistry/qc23/http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1527.htmlЭл библиотека по химииhttp://www.chem.msu.su/rus/elibrary/Химия образовательный сайт для школьниковhttp://hemi.wallst.ru/про квестыhttp://goruo.kostanay.kz/index.php?what=forum&num_f=&num_v=15 Энциклопедия для школьников по химии «Алхимик»http://www.alhimik.ru/fun/fun.htmРоссийский каталог минераловhttp://www.catalogmineralov.ru/mineral/389.htmlВсе о металлахhttp://all-met.narod.ru/al.htmlhttp://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=28625http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=33560http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=3507http://www.metaltorg.ru/catalogue/show.php?id=33560к слайду 22 Источники