Презентация к методическим рекомендациям Развитие монологической и диалогической речи


Развитие монологической и диалогической речи в начальной школе Актуальность развития связной речи Процесс коммуникации Эффективность обучения Роль устного слова в культурной жизни страны Трудности у учащихся:мало читаютзапас знаний и представлений ограниченлексический запас беденсложность в изложении своих мыслей 1.Прочитать слова. Составить предложение из этих слов.Цель: проверить понимание учащимися смысловой и грамматической связи слов в предложенииУлыбнулись, березки, весне, сонные.Летят, на, разноцветные, землю, листочки 2.Прочитать предложения. Поставить предложения по порядку так, чтобы получился связный текст.Цель: проверить умение составлять логически правильно связанный текст.У неё было сломано крыло. Дома он лечил птицу и кормил её. В парке Петя увидел большую ворону. Весной ворона улетела. Мальчик принес ворону домой. Результат диагностических работ Значение связной речидля развития ребенка Недостаточно проработаннымимеханизмами по формированию монологической и диалогической речи у учащихся между Проблема: Как организовать развитие диалогической и монологической письменной и устной речи, учитывая особенности современных учащихся. Цель: Создать комплекс условий для формирования у учащихся умений свободно и связно выражать свои мысли в письменной и устной речи на уроках Задачи:1.Организовать посредством содержания уроков развитие монологической и диалогической речи2.Разработать параметры и критерии оценки развития монологической и диалогической речи3.Продумать и разработать коррекционную работу со слабо успевающими детьми. Структура уроков русского языкаОрганизационный момент.Работа с пословицейСловарно-орфографическая минутка..Целеполагание.Работа по теме урокаЗакрепление. Работа с фразеологизмом.Итог урока. Структура уроков литературного чтения1.Организационный момент.2.Словарная разминка. Работа над устойчивыми словосочетаниями, значением слов, которые встретятся в тексте.3.Работа по теме.4.Творческая работа, связанная с формированием связной речи5.Итог урока. Параметры и критерии Высокий уровень Умеют Составлять словосочетания Составлять предложения Писать изложения (по плану) Составлять рассказ, сказку Логически верно излагать свои мысли Средний уровень Умеют Составлять словосочетания Составлять предложения Писать изложения, допуская незначительные ошибки Составлять рассказ, сказку, но используют опорные слова, план Излагать свои мысли, иногда по наводящим вопросам Низкий уровень Умеют с помощью дополнительных средств Составлять предложения по схеме, опоре Составлять словосочетания с помощью наводящих вопросов, опор Излагать текст по опорным словам, плану Писать текст с помощью вопросов, по плану, с помощью учителя Формулировать свои мысли с помощью наводящих вопросов Приёмы по развитию связной речи Работа над пословицей Структура работы:1.Чтение2.Значение пословицы3.Употребление в речи4.Работа над орфограммами Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде. Читаем пословицу.-Как вы её понимаете? ( В книге даются знания, которые помогают нам в жизни. Со знаниями легче учиться. Знания раскрывают перед нами новые возможности.)Запись пословицы.-Где в какой ситуации можно применить эту пословицу? (обсуждение)Работа над орфограммами. Работа над словарными словами Структура работы над словарными словами1.Лексическое значение слова2.Ударение3.Орфограммы4.Составление словосочетаний, предложений5. Запись словосочетаний, предложений. 3 6 9 5 6 Везде 3 17 6 18 6 5 10 Впереди 9 5 6 19 30 Здесь Комментированное письмо Пример: Даны словосочетания, в которых пропущены буквы. Задача ученика – объяснить какая буква пропущена и почему он так считает.Нет тропинк…, шел по улиц…, работал в библиотек…, на ветк… сирен…, лежит на ладон.., приехал из Сибир…. Работа с фразеологизмами Пример: Летит на всех парусах. Значение этого фразеологизма ( очень быстро бежит, как будто есть крылья)В каких ситуациях так можно сказать?Знаете ли вы другие подобные фразеологизмы?( Сломя голову. Не чуя ног под собой…)Подберите фразеологизм с противоположным значением (Плестись как черепаха) Обучающее изложение Структура работы над изложением:1.Чтение.2.Работа по вопросам над содержанием текста3.Чтение. Составление плана.4.Словарно-орфографическая работа над словами.5.Чтение (2 раза)6.Написание изложения. Работа над сочинением. Структура работы над сочинением:1.Чтение темы. Обсуждение , что можно написать на такую тему.2.Работа с памятками.3.Составление примерного плана сочинения.4.Словарная работа.5.Написание сочинений6. Чтение. Корректировка. Словарная разминка на уроках литературного чтения: Пример: Какое значение может иметь слово стойкий? Найдите синонимы к словам: притаиться, обнаружить, преданный ( к произведению Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик») Творческие задания 1.Рассказать от лица героя, о чем он думал, что чувствовал, что делал.2. Придумать своё продолжение к произведению3.Придумать свой рассказ на определенную тему, или сказку4.Подготовить пересказ от 1-го или 3-его лица5.Работа с деформированным планом. 1блок. Умение работать со словом, предложением, текстом.Прочитать текст. Вставить подходящие по смыслу слова в нужной форме из слов для справок.Прошло…лето. Наступила … осень. По небу плывут…тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе…листочки. Покраснела осина. …и… листья клена устилают землю. Красив… ковер!Слова для справок: жаркий, дождливый, тяжелый, холодный, разноцветный, красный, желтый, осенний.Подберите к именам существительным подходящие имена прилагательные. Измените, если нужно , окончание имени прилагательного. Запишите словосочетания.Джем…сливочныйМасло…сливовыйДорога…песочныйПирог…песчаный2блок. Умение излагать текст. Было написано изложение, с элементами сочинения. Ребятам предстояло не только изложить текст, но и дописать свою концовку этого текста. Диагностические работы Результат второй итоговой диагностической работы Проблема: Как построить образовательный процесс, с учетом индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам, для развития их связной речи.