Использование логико-смысловых в преподавании химии


КГБ ПОУ НПГТПреподаватель естественно-биологических дисциплин Блинова О.П.Использование ЛСМ на уроках химии Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь.Китайская мудростьТенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения химии, истории, географии.Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология структурно-логических схем. Цели:Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.Определить роль логических схем в обучении химии, биологии.Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.Методическая разработка может представлять интерес и для преподавателей других дисциплин, а так же при организации дополнительных занятий Составление ЛСМ предполагает большую работу со справочной литературой по предмету. Ребята учатся мыслить логически, творчески, далеко выходя за рамки стандарта, конструировать знания по степени значимости. ЛСМ помогают оптимизировать урок, сделать его более содержательным, научным, эффективным. Логико-смысловые модели используются на различных этапах урока: на этапе целеполагания они позволяют научить детей кратко и четко формулировать цели (задачи) урока; устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями; делать самостоятельный выбор. Учителю они позволяют наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать время на данном этапе урока; на этапе урока «актуализация знаний» моделируем ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определенной последовательности, позволяющей установить логические связи между ними; на этапе обобщения и систематизации используем ЛСМ для самооценки и взаимооценки знаний учащихся;Используются ЛСМ на этапе рефлексии и подведения итогов. Это позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученного материала, а учителю — провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику. Я считаю, что логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение. Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность обучающихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряженности в отношениях, повышение качества знаний и обученности. Логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации. Они отвечают основным требованиям педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность. Они помогают видеть в обобщенной форме весь предмет (тему, проблему) сразу и каждую часть, каждый существенный (узловой) элемент отдельно. В ЛСМ вся работа подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут свое начало именно от нее и пространственно бесконечны, узелки – элементы проблемы. ЛСМ универсальны – любой учебный материал имеет смысл и логику, поэтому может быть отображен схематично. Узлы проблемы могут быть связаны не только между собой в проблеме, на которой находятся, но и расположенными в разных координатах, лучах. Алгоритм конструирования ЛСМВ условный фокус внимания помещается объект конструированияОпределяются основные части темыОпределяются дополнительные части темыИз информации в каждой части темы выделяются сведения, которые кодируются с помощью ключевого слова. Это могут быть словосочетания, аббревиатура, метафора. Они помещаются в очередной опорный узел в координате. 5 Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: логический - в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов. При конструировании ЛСМ применяются те же приемы, что и при логико-смысловой переработке информации в процессе учебной деятельности: разделение темы на части, систематизация знаний, формирование блоков с однородной информацией, выделение узловых вопросов в каждой части темы, ранжирование материала («разложить по полочкам»), выделение связей и отношений между узловыми вопросами, краткая запись информации.Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа. изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание учащихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.Возможно создание ЛСМ в процессе изучения темы вместе с учащимися, что предполагает обсуждение основных вопросов и проблем, поиска путей решения, возможности применения материала в практической деятельности.На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на основе ранее усвоенных знаний и умений.ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися и разработка логико-смысловых моделей по шаблонной модели или указанным координатам. На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на основе ранее усвоенных знаний и умений.ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей6учащимися и разработка логико-смысловых моделей по шаблонной модели или указанным координатам. При проектном методе обучения разработка логико-смысловой модели может быть отнесена к разработке задачи проекта, а в дальнейшем служить планом проекта, руководством к действию. Кроме того, совместная работа над ЛСМ способствует активизации работы в группах, что решает проблему коммуникативно - деятельностного подхода в обучении. Благодаря наглядности и логичности при представлении материала моделями, большинство учеников, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что стимулирует развитие успешности ученика на уроке. Этапы алгоритма составления логико-смысловых моделей1. Определение числа координат, их взаимное расположение. При этом не всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по восьми направлениям. Особенно это типично для учащихся.2. Определение узловых элементов. Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в использовании ДМИ.3.Установление связей между координатами и узловыми элементами. Определение очевидных (элементарных) связей возможно даже в классах со слабой подготовкой, поэтому на данном этапе большинство учащихся активны и заинтересованы, что сказывается на качестве и объеме усваиваемой информации.4. Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. На этом этапе у учащихся формируются познавательные универсальные учебные действия - умение структурировать знания, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, определение основной и второстепенной информации. Проблемы возникающие при составлении ЛСМНе всегда удается сохранить 8 направлений – координат, особенно при разработке модели учащимися самостоятельно, т.е. существует эффект упрощения ЛСМ. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы.Подготовительная деятельность преподавателя может занимать значительное время по сравнению с подготовкой традиционного урока.Учитель должен предусмотреть в ЛСМ или шаблоне ЛСМ все необходимые наглядные обобщенные действия по решению задачи или проблемы, что требует тщательного отбора материала, его структурирование и логическое представление. Достоинства ЛМС1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно- логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету. Применять ЛСМ можно при обучении решению задач, закреплении навыков решения задач и во время контроля.При обучении решению задач используются различные варианты:- решение со всеми обучающимися конкретной задачи, прослеживая основные этапы ее решения и перекладывание вместе с учениками решение на ось ЛСМ (сильный класс),- наоборот, используя готовую общую формулу, решаются конкретные задачи (слабый класс),- опираясь на ЛСМ, где решение задачи дано словами, нарабатываются навыки решения задач нового типа, и к концу урока обучающиеся сами составляют решения задачи в общем виде,- на основе решения конкретных задач дается домашнее задание - составить ЛСМ решения задачи, а на следующем уроке в ходе анализа различных предложений составляется общая модель ЛСМ решения задач данного типа для лево- и правополушарных. При закреплении и обобщении можно использовать следующие приемы:-дать конкретную ось ЛСМ и попросить ученика восстановить ход решения задачи в общем виде,-дать ученику задачу, решив которую он попутно составит ось ЛСМ,-при работе в парах обучающиеся сами задают друг другу отдельные оси и затем взаимопроверяют друг друга,- ученик задает другому ось ЛСМ и просит составить на ее основе задачу, решить которую можно по разному: а) ученик, который задал ось, б) ученик, который составил задачу, в) каждый, затем анализируя ход решения вместе.- ученик дает другому ось ЛСМ и просит составить на ее основе: 1 - обратную ось,2 - обратную задачу, решить которую можно по разному: а) ученик, который задал ось, б)ученик, который составил задачу, в) каждый, затем анализируя ход решения вместе, г)отдать на отработку другой паре, таким образом идет работа в группах.Контроль может быть:- индивидуальный (каждый получает свой вариант и цветовой сигнал),- в паре,- в группе. Сущность педагогического опыта заключается в разработке и внедрении в практическую деятельность структурно-логических схем как инструментария развития мыслительных навыков учащихся.Ведущая педагогическая идея опыта - использование на уроках структурно-логических схем как основы эффективного усвоения знаний по предмету и овладение навыками анализа, объяснения, оценки явлений. Фактором успешности являются структурно-логические схемы,которые _включают в себя опорные сигналы по каждому блоку задания с выводом в конце. Обязательным условием построения структурно-логической схемы по той или иной теме урока является полное соответствие её учебному материалу, который имеется в учебнике. Это дает возможность формировать у учащихся формы самостоятельной работы с учебником по заданному учителем плану. Важным является тот момент, что ученик сразу видит перед собой весь объем материала, который он должен усвоить за урок. Такая система работы позволяет за короткий период времени научить учащихся определять главное в материале, уметь давать характеристики историческим явлениям и историческим деятелям, анализировать, обобщать и оценивать факты, устанавливать причинно-итоговую связь между явлениями.