Презентация по русскому языку из опыта работы на тему «Активные формы и методы обучения на уроках русского языка»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский учитель русского языка и литературы Тема самообразования. «Активные формы и методы обучения на уроках русского языка». Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. С. Выготский. Цель: Развитие учебно–познавательных умений и навыков, творческих способностей у учащихся через разнообразные формы и методы обучения на уроках русского языка. Задачи Образовательные:- Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;- Способствовать расширению кругозора учащихся;- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Развивающие: - Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке; - Развивать у учащихся творческое мышление;Работать над развитием речи, наблюдательности, логического мышления, воображения. Воспитательные:- Воспитывать нравственные взгляды убеждения;Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Сегодня, когда говорят о катастрофическом· падении интереса к русскому языку и сетуют на безграмотность в широком - общекультурном и в узком - собственно-орфографическом и пунктуационном смысле, одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Учитель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения. 1. Развитию познавательной деятельности способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного характера. 2. Учебный труд, как и всякий другой, должен быть разнообразен и интересен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку и не содействуют активности. 3. Обучение должно быть трудным, но посильным. 4. Для развития познавательных интересов необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Существуют разные точки зрения на развитие познавательной деятельности. Интеллектуальное направление связывает познание с умственной ­деятельностью, с работой воображения, которые усиливают и поддерживают познавательный интерес. Эмоциональное направление отожествляет познавательный интерес с чувством удовлетворения и радости, которое доставляет человеку работа и творчество. Волюнтарическое направление связывает познавательную деятельность с волевой стороной личности. Интерес является стимулом к действию. Необходима доброжелательная, творческая непринужденная атмосфера в классе.Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний.Поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы « мозгового штурма».Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников. Игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими. Существуют определенные требования к организации дидактических игр. 1. Игра- форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: •Соответствие методов принципам обучения. •Соответствие целям и задачам обучения.•Соответствие содержанию данной темы. •Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). •Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. •Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. •Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателя. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебнаядеятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителюнеобходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно, значимо для ее участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. 1.Игры-упражнения. 2. Игры-путешествия. 3. Игры-соревнования. 4. Сюжетно – ролевые игры. 5. Игра- поиск. Задание. Сконструируйте предложение из отдельных слов слов. КлючСнег пушистый ковром лёг на деревянные домики и железные заборы И Задание:постройте башню из производных предлогов. сверх насчёт в связи с ввиду иметь ввиду в виде вроде вместо наперекор в течение в заключение вопреки вследствие Упражнение-соревновнаие Задание: соедините линиями синонимичные конструкции Несколько дней Из-за дождя Следует знать О ремонте Следует иметь ввиду В течение нескольких дней Насчёт ремонта Вследствие дождя Исходя из анализа и оценки применения активных методов обучения, у школьников:-появышается учебная мотивация;-повышается уровень усвоения учебного материала;-снимается эмоциональное напряжение, развиваются коммуникативные способности учащихся;- развивается познавательный интерес к русскому языку;позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых учеников.