Проблемные задания как средство формирования метапредметных умений на уроках русского языка


Проблемные задания как средство формирования метапредметных умений на уроках русского языкаВыполнила Шурыгина Л.Б.учитель русского языка и литературыМБОУ «Лицей» г. Абакан, 2015 г. Формирование метапредметных умений (по классификации Н. А. Лошкаревой){0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Вид ОУУНЦелиСфера примененияУчебно-организационныеопределять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности (планирование); оценивать свою работу и деятельность одноклассников (оценка и самооценка); вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи (анализ. управление); организовать деятельность в группах и парах (самоуправление и рефлексия) организация рабочего места, определение рациональных приемов деятельности, понимание и четкое следование инструкции, достижение результатов и сравнение их с целью;постановка целей и задач, планирование учебной деятельности;решение задач; контроль, самооценка, анализ, самоанализ, устранение недостатков {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Учебно-информационныеподбирать и группировать материал по определенной теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; составлять сложный план; формулировать проблемные вопросы; качественно и количественно описывать объект; формировать программу эксперимента. Тема: «Богатство русского языка» - написание тезисов «Наш язык».Проблемное задание: «Напишите две миниатюры, описав внешность кого-нибудь из ваших родных, друзей: а) в минуту радости, огорчения, гнева и т.д.; б) за каким-либо занятием, работой. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко скажите о том, чем вызвано состояние героя или чем он занят» Написание сжатого, подробного, выборочного изложения {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Учебно-логическиеопределять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; В 7-м классе понятие о деепричастии вводится через этимологию этого слова: “деепричастие” от древнерусского “дее”, “деяти” – “делать”, “действовать” и старославянского “причастие” – “вместе”. С чем же вместе “действует” деепричастие? Для ответа на этот вопрос предлагается сравнить два предложения: 1) Ученики пишут упражнение, подчёркивают орфограммы и выполняют разборы.2) Ученики пишут упражнение, подчёркивая орфограммы и выполняя разборы. Определите, в каком предложении только глаголы передают действие учеников. Итак, во втором предложении появилось слова, похожие на глаголы. Чем похожи? В чём их отличие? Какое действие – основное или добавочное – они обозначают? {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}классифицировать информацию по различным признакам; различать компоненты доказательства; уметь доказывать и опровергать; самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; устанавливать межпредметные связи. Составить таблицу «Образование причастий»Составьте алгоритм (порядок действий) различия СКС (слова категории состояния), краткие прилагательные и наречия. На уроках развития речи учащиеся знакомятся с различными музыкальными произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Таким образом, проблемные задания, вводят учащихся в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий и дают возможность для саморазвития. Решая проблемные задачи на уроках русского языка, учащиеся не только приобретают знания, но и выходят за рамки репродуктивного обучения, школьники имеют возможность проводить собственное исследование, поиск решения без образцов и алгоритмов, реализовывать творческий и интеллектуальный потенциал личности, обеспечивая тем самым общекультурное, личностное и познавательное развитие современного ученика, способствующего успешной самоактуализации личности в будущей профессиональной и социальной среде.{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Учебно-коммуникативныевладеть приемами риторики; уметь вести дискуссию, диалог.Владение различными формами устных публичных выступлений, владение культурой речи. Спасибо за внимание!
style.rotation