Тема: Использование моделирования (опорных схем, мнемотаблиц) в коррекционной работе по преодолению недоразвития связной речи и познавательных процессов у дошкольников с ОНР.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 Выступление из опыта работы Кириленко Ольги Александровны учителя-логопеда МДОУ № 25Тема: Использование моделирования (опорных схем, мнемотаблиц) в коррекционной работе по преодолению недоразвития связной речи и познавательных процессов у дошкольников с ОНР. Комсомольск – на – Амуре 2016 ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ: Творческим отчёт по теме: «Использование моделирования (опорных схем, мнемотаблиц) в коррекционной работе по преодолению недоразвития связной речи у дошкольников»;Перспективный тематический план по развитию связной речи дошкольников 5-6 лет с использованием моделирования;Перспективный тематический план по развитию связной речи дошкольников 6-7 лет с использованием моделирования; Мнемотаблицы по ознакомлению с окружающим и обучению грамоте с примерными рассказами (см. Приложение);Мнемотаблицы по сказкам с примерным пересказом;Мнемотаблицы на загадки;Мнемотаблицы для заучивания стихотворений по лексическим темам;Опорные схемы для составления описательных рассказов и рассказов по плану;Схемы-загадки для составления рассказов и пересказа; АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В дошкольном возрасте существуют особые периоды сензитивности к развитию определенных видов способностей. По Л.А. Венгеру, в дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок как бы удваивает мир, разделяет его на обозначаемое и обозначающее; Использование таких обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, формируя осознанное произвольное отношение к реальности; Таким образом, представляется логичным и закономерным соединить два основных направления развития дошкольника: игра, продуктивные виды деятельности с оперированием знаковыми системами, их использование в собственной деятельности;Поэтому в качестве эффективного коррекционного средства в логопедической работе важно использовать метод наглядного моделирования; Это особенно актуально для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981). НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР: 1/ в большей или меньшей степени нарушено произношение и различение звуков у данной категории детей;2/недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования; 3/словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; 4/страдает связная речь; 5/все эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР: Данные литературы по логопедии и опыт работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, свидетельствует, что для всех детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, у ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания; При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, нередки ошибки превнесения, повторное называние предметов, картинок, дети забывают сложные (3,4-х ступенчатые) инструкции, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий; Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением, для некоторых детей характерна регидность мышления. МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. ЭТАПЫ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С МОДЕЛЯМИ. Моделирование – это совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору и конструированию) моделей.Моделирование состоит из трёх этапов: -усвоение и анализ сенсорного материала; -перевод его на знаково - символический язык; -работа с моделью. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: - знакомство с графическим способом представления информации; - развитие умения дешифровки модели; - формирование навыка самостоятельного моделирования. Впервые Л.Н. Ефименкова предложила в работе «Формирование речи у дошкольников» схему составления описательного рассказа об овощах. Затем принцип составления и использования опорных схем рекомендовала логопед я/с № 582 г. Москва Т. Ткаченко;Использование схем при составлении описательных рассказов значительно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи; Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными;Предложенные в приложении схемы и аналогичные им (по разным темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель») можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для придумывания сравнительных рассказов, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНЫ ШИРОКО ПРИМЕНЯТЬСЯ В ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ТАК КАК ЭТО: позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений); усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы); создает условия для более прочного усвоения информации; улучшает обратную связь между восприятием и практическим усвоением всех компонентов языковой системы; способствует развитию наглядно-образного и логического мышления; способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;развивает способность мысленно-практического экспериментирования; создает ситуацию успеха в деятельности; расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе. МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Практический материал мы начали использовать, опираясь на рабочую тетрадь Н. А. Гурьевой «Год до школы. Развиваем память», где предложены упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания и произвольного внимания. Особое место в работе с детьми занимает использование мною в качестве дидактического материала мнемотаблиц. МНЕМОТАБЛИЦА- - это схема, в которой сочетается закодированная и обучающая, и развивающая информация разного уровня сложности по конкретной изучаемой теме. Очень широко в работе используем образцы мнемотаблиц, предложенные С. В. Бойковой, которые помогут детям заучивать стихотворения, готовить пересказы, составлять рассказы. ОВЛАДЕНИЕ ПРИЁМАМИ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ОДНОВРЕМЕННО ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА: - развитие познавательных процессов – памяти, внимания, образного мышления;- развитие связной речи;- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. ПРИМЕНЯЕМ ЧЕТЫРЕ ВИДА МНЕМОТАБЛИЦ: 1/для составления рассказов-описаний предмета с помощью опорных рисунков, вызывающих цепочку всевозможных представлений;2/ для составления рассказов по определённой теме, что позволяет закрепить и систематизировать полученные детьми знания;3/ для обучения детей пересказу, что позволяет решить одновременно и задачу формирования творческого рассказывания, так как один рисунок может вызывать у детей разные ассоциации и представления;4/ для заучивания стихотворений. В приложении представлены готовые к использованию мнемотаблицы. По их подобию можно составлять мнемотаблицы на другую тематику. Вид их может быть разным в зависимости от количества собранных фактов, закреплённых в отдельных квадратах таблицы. Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов). Факты должны преподноситься детям грамотно и интересно. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МНЕМОТАБЛИЦАМ: Точность – это соответствие информации общепринятым представлениям об объекте, аккуратность, реалистичность изображения его на рисунке;Дискретность – это одна тема, касающаяся описываемого объекта;Недвусмысленность предполагает отсутствие возможности двоякого толкования информации; Новизна подразумевает сообщение того, что ребёнок ещё не знает. В таблицах объект рассказа, как правило, помещён в центре. Это позволяет концентрировать на нём внимание, после чего можно продолжать уже в соответствии с общепринятой схемой (слева-направо, сверху-вниз). Необходимо приложить максимум усилий при показе мнемотаблиц, чтобы все дети ясно видели изображения в квадратах.Полученные знания можно реализовывать на других занятиях – изодеятельности, театрализации, чтении и т.д. Предлагаемый материал может быть использован для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Например, для нечитающих детей место обитания животного может быть обозначено в таблице точным реалистичным рисунком (очертания континента, леса, луга и т.п.), абстрактной картинкой (океан в виде кляксы или лужи), а для читающих - буквой, словом. МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ Занятия по определённой теме надо организовать так, чтобы их было несколько, но коротких. Использовать для них лучше утренние, самые продуктивные часы. Выбор темы - по плану. При первом знакомстве педагог в форме игры знакомит детей с новой информацией, разбирая то, что изображено в каждом квадрате таблицы. С обратной стороны мнемотаблицы, как правило, помещён краткий текст или тезисы, поясняющие содержание. Следует внимательно соотносить их с изображением. Особое внимание при этом обращается на положение картинок, абстрактные символы, буквы, цифры. Дети стараются сами объяснить, угадать значение того или иного символа, картинки. Для читающих детей (в подготовительной группе) следует интонацией обращать внимание на слова и буквы, поясняющие устный рассказ. Для нечитающих больше внимания сосредотачивается на рисунках; слова и буквы, дублирующие визуальный ряд, закрываются листком бумаги (в старшей группе). В начале учебного года в старшей группе педагог сначала предлагает фрагменты мнемотаблицы, а не всю таблицу целиком. В старшей группе с таблицами более эффективна подгрупповая работа, чем индивидуальная;В старшей группе педагог применяет на разных занятиях такой прием, как внезапное предложение детям части таблицы, «минутный тренинг», что помогает сохранить рабочий настрой на занятии, интерес детей. Например, видя усталость детей, можно неожиданно для них нарисовать на доске любую фигуру или фрагмент мнемотаблицы с предложением подумать, что напоминает ребятам эта картинка; С детьми, у которых очень низкий уровень познавательных процессов, в индивидуальную работу необходимо включать «пятиминутки», где педагог просит подумать и назвать, что напоминает та или иная картинка; Предъявлять таблицу можно в виде загадок, закрывая белым листом бумаги все квадраты, кроме центрального; Очень эффективный прием - это рисование мнемотаблиц по памяти. Дети, как правило, с удовольствием откликаются на предложение вспомнить и нарисовать. Новизна мнемотаблиц на занятиях не позволяет детям «насытиться» ими, всегда вызывает интерес и с помощью заранее составленных вопросов дает возможность поддерживать внимание; Одну мнемотаблицу можно использовать неоднократно на протяжении определенного времени. Это активизирует долговременную память, к тому же уже известное вызывает положительные эмоции у детей. Повторное рассмотрение мнемотаблиц может быть совмещено с появлением новых. Повторение информации не должно сочетаться с изъятием уже пройденной. Ребята сами определяют «приелась» им информация или нет. Можно попросить ребёнка составить по мнемотаблице рассказ, записывая за ним его фразы. Это поможет нам выявить сложные для детского понимания факты и в последующем сконцентрировать на них его познавательные усилия. На этой стадии особое внимание следует уделить мотивации получения новых знаний. Ни в коем случае нельзя добиваться любой ценой полного усвоения информации. Эта цель должна достигаться последовательно. Если ребёнок может составить рассказ по 1-2 квадратам мнемотаблицы – не нужно отчаиваться, это его уровень усвоения информации, он многого достиг по сравнению с прошлыми результатами. Бывает, что ребёнок не знает правильного ответа, делает неверные заключения по пройденной таблице. Нужно мягко поправить его и подсказать нужную информацию. Но обязательно акцентировать внимание на его успех. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Наиболее продуктивным для детей является этап самостоятельного изучения мнемотаблиц. Он может быть и составной частью занятия, и элементом свободных игр. Задача взрослого на этом этапе показать мнемотаблицу без подробного рассказа, обратив внимание лишь на незнакомые символы и элементы. Это своеобразная форма самообучения. Если же какую-то информацию дети не смогут расшифровать, они обратятся к помощи взрослого. Загадка активизирует познавательный процесс, желание узнать новое идёт от ребёнка, что способствует запоминанию. По аналогии, зная принципы построения мнемотаблиц, ребята при помощи взрослого могут составлять рассказы о знакомых им вещах и даже обучать других. Опыт показывает, что дети легче и с большим увлечением осваивают и запоминают факты с помощью мнемотаблиц, опорных схем, у них быстрее развивается связная речь, познавательные процессы: внимание, память, мышление, что свидетельствует об актуальности и целесообразности использования моделирования. Предлагаемый материал поможет детям преодолеть бурное море информации без психологических потерь, донести до них большой объём знаний при дефиците времени, развить необходимые умения и качества, которые в дальнейшем помогут детям с тяжёлыми нарушениями речи хорошо обучаться в школе, в том числе освоить компьютерную грамоту. ЛИТЕРАТУРА 1. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб., 2007. 2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2006.3. Венгер А. А. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. – М., 1980. 4. Веракса Н. Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества II Психолог в детском саду. — 2000. — № 2—3. 5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память. - СПб., 1999.6. Ефименкова Л. Е. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 7. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002.8. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Конспекты занятий. – М., 2004.  9. Малетина Н., Пономарёва Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6.10. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание. – 1982. - № 4.11. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1972.12. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 7, 8.13. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников// Вопросы психологии. – 1992. - № 5, 6.14. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников// Дошкольная логопедическая служба. – 2005. - № 1.15. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. – М., 2001.16. Фёдорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников// Методист. – 2006. - № 5.17. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2001.