Презентация как влияет мелкая моторика на развития речи


Развитие мелкой моторики Развитие речи Движения руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.В.М. Бехтерев Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные, они в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики. Основные задачиОбогащать словарный запасСпособствовать развитию творческих способностейТренировать тонкие движения пальцев рукСтимулировать зрительное и слуховое восприятиеРазвивать память и связную речьФормировать координацию движений пальцев и кистей рукРазвивать навыки ручной умелости Поставив перед собой цели и задачи, а также исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы", под редакцией авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, используемые в работе с детьми, были «разбиты» на комплексы:1. Комплекс "Пальчиковые игры " 2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики"3. Комплекс "Развитие графической моторики» I.В комплекс «Пальчиковые игры»включены следующие виды игровых упражнений:1. Пальчиковая гимнастика2. Фигурки из счётных палочек3. Физкультминутки4. Пальчиковые шаги 5. Самомассаж 6. Шнуровка7. Мозаика8. Игры с молнией9. Игры с бусинами 10. Метание бумажных комочков12. Плетение косичек11. Игры с верёвочкой II. Комплекс «Использование элементов изодеятельности»2. Работа с сыпучим материалом1. Ниткография3. Пластилинография4. Аппликация III. Комплекс «Развитие графической моторики» Перечисленные комплексы используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах. Диагностическая карта{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид деятельностиКритерии оценкивысокийсреднийнизкийМанипуляции с предметамиЛегко ловит мячЛовит мяч не всегда, но движения правильныеПытается ловить мяч, но движения неловкиеВоспроизведение кистевых и пальцевых поз: 1.Сжать ручку в кулачок, распрямить ладонь и т.п. 2.Привести кисть в положение «вверх, вниз, повернуть влево, вправо». 3.Поднести к подбородку, "отдать честь", послать воздушный поцелуй, воспроизвести указательным пальцем и мизинцем "козу» и т.д.Повторяет полностью.Некоторые кистевые и пальчиковые позы выполняет с неуверенностью.Затрудняется выполнить пальчиковые позы.Предметная деятельностьЗастёгивает и расстёгивает пуговицы, застёжки молнии самостоятельно. Ловко справляется со шнуровкой и нанизыванием бусин на тесьму.Требуется небольшая помощь.Не справляется самостоятельно.Развитие памяти и связной речиСвязно объясняет свои действия. Быстро запоминает стихи, потешки, чётко их произносит.Требуется подсказка воспитателя в воспроизведении связной речи. Стихи запоминает с небольшим затруднением.Объяснить свои действия не может. Память развита недостаточно. Спасибо за внимание!