Презентация Методика организации самостоятельной работы учащихся по предметам гуманитарного цикла


Методика организации самостоятельной работы учащихся по предметам гуманитарного цикла Курашова Е.В., преподаватель ПК БГТУ ―это вид учебной деятельности, которую учащийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная учебная деятельность ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СПО организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;осуществлять самостоятельный поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; готовность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; способность анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;стремление к творческой самореализации. Цели :систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;углубление и расширение теоретических знаний;формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;развитие исследовательских умений. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Активность учащихся обусловлена:целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учащихся, становится для него актуальной и значимой. трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;желание проявить самостоятельность, выполнить задание безпосторонней помощи; потребность проверить свои знания и возможности. Особенности самостоятельной работы учащихся: Во-первых, её основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя. Обучающийся сам выбирает способы решения учебной задачи, совершает множество операций, контролирует их качество в соответствии с поставленной целью.Во-вторых, должен осуществляться самоконтроль (совмещение исполнительных и контрольных действий), как важнейшая форма саморегуляции учащихся. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно формулирует ответ).В-третьих, действия самоконтроля тесно связаны с оценочной деятельностью, играющей важную роль в процессах саморегуляции. В-четвертых, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо «зримыми» результатами (выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы и пр.). Поскольку к этим результатам учащийся приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ самостоятельной работы учащихся непрерывность (в течение всего периода обучения);обеспечение единства содержания, форм и методов самостоятельной подготовки учащихся, выбор целесообразных средств;координирование и взаимодействие всех средств самостоятельной работы на уроке и вне его;обеспечение взаимодействия между ПЦК в руководстве самостоятельной работой;внедрение результатов исследования в практику (прикладной характер). Классификация видов самостоятельной работы Основания классификации: по времени и месту проведения; по дидактическим целям;по характеру учебной деятельности в процессе решения различных задач;по характеру внутрипредметных и межпредметных связей ПО ВРЕМЕНИ И МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по тщательно разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. ФОРМЫ АУДИТОРНОЙ самостоятельной работы учащихся Посещение лекций, семинаров, коллоквиумов;Выполнение лабораторных работ;Выполнение практических работ;Выполнение контрольных заданий (тестовый контроль, понятийные и диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.);Защита рефератов, проектов.Посещение консультаций;Сдача зачетов;Сдача экзаменов и др. Подготовка информационного сообщения; Написание рефератов; Написание эссе; Составление опорного конспекта; Составление глоссария; Оформление таблиц(схем); Составление графологической структуры; Составление тестов и эталонов ответов к ним; Составление и решение ситуационных задач; Составление кроссвордов по теме; Научно-исследовательская деятельность студента; Формирование информационного блока; Изготовление информационных моделей; Создание презентаций; ЭТО ВАЖНО! Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, регламентируется Государственным образовательным стандартом СПО в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, конкретно определяется учебным заведением и находит отражение:в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению,каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочнымраспределением по разделам или темам. В федеральных государственных образовательных стандартах СПО на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину. Классификация самостоятельной работы учащихся по дидактическим целям - на овладение знаниями (формирование новых знаний);- на закрепление и систематизацию полученных знаний;- на формирование умений. Виды самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана, текста; Графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста ; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета. виды самостоятельной работы учащихся по закреплению и систематизации знаний работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-видеозаписей и т.д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц схем, алгоритмов;составление опорных конспектов ; выполнение тестовых заданий;работа с компьютерными программами;составление глоссария;изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.).Подготовка к сдаче экзамена. Виды самостоятельной работы учащихся ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. Классификация самостоятельной работы учащихся ПО ХАРАКТЕРУ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.;составление, формулировка: задач, примеров; кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.данализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.; изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др. ВИДЫ самостоятельной работы учащихся с учетом внутридисциплинарных и междисциплинарных связей изучаемого материала самостоятельные работы по образцу, требующие переносаизвестного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных студентам при выполнении предыдущих заданий (самостоятельное решение задач по способу, подробно описанному в учебном пособии, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время);самостоятельные работы по образцу, требующие переносаизвестного способа решения задач в непосредственно аналогичную илиотдаленно аналогичную межпдисциплинарную ситуацию ( сходны с работами первого вида., но для их выполнения требуется знания способов решения задач из смежных учебных дисципли;реконструктивно-вариативные СР учащихся на перенос известного способа действий с некоторой модификацией в необычную внутрипредметную или междисциплинарную проблемную ситуацию. Все действия студента при выполнении СРС по образцу служат только основой для формирования умений самостоятельной познавательной деятельности. Опыт СР учащихся начинает формироваться только тогда, когда студент выполняет реконструктивно-вариативные самостоятельные работы;внутрипредметные и междисциплинарные исследовательские самостоятельные работы. Это – высшая ступень в предлагаемой системе самостоятельных работ. Чтобы выполнить подобные самостоятельные работы, студентам необходимо преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определять цель, содержание, разрабатывать план решения. ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПРОБЛЕМНОСТИ: задание на воспроизведение и закрепление изученного на занятии путем его анализа и теоретического осмысления;задание на решение новой, нетиповой задачи;задание на продолжение исследования, начатого на занятии, с завершением его на последующем;задание на проведение исследования по проблеме, возникшей на занятии, с последующим учетом и обсуждением;задание на применение усвоенных знаний в новой ситуации;задание на длительное исследование с последующим обсуждением результатов на внеурочных занятиях;задание на актуализацию опорных знаний и сбор фактов, жизненных наблюдений для подготовки к изучению новой темы на последующем занятии;задание на самостоятельное составление новых профессиональных задач или изменение содержания задач, изложенных в учебнике или пособии. ВЫБОР КЛАССИФИКАЦИИ самостоятельной работы учащихся зависит: от концептуальных педагогических позиций преподавателя;от специфики образовательной программы учебного заведения;от особенностей учащихся ;от материально-технических возможностей ссуза и т.д. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ самостоятельной работы учащихся необходимо, чтобы студенты были подготовлены к выполнению предлагаемой им работы предшествующими занятиями. Каждый новый вид работы сначала усваивают при непосредственном участии преподавателя, который их обучает соответствующим приёмам и порядку действий;задания для СР должны быть посильными для студентов; мотивация СР;задания СР должны быть максимально дифференцированнымУчащиеся должны получить навыки выполнения заданий, как по устным инструкциям преподавателя, так по письменным; с неполными данными и с рядом вопросов, когда учащимся нужно самим отыскивать недостающие данные, ответить на предложенные вопросы;самостоятельные работы целесообразно проводить на разнообразном материале. Формы организации самостоятельной работы учащихся Самостоятельная работа учащихся может осуществляться в различных формахФронтально ИндивидуальноВ группах ОСОБЕННОСТИ ФРОНТАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СР учащихся преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий;используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями учащихся учащие6ся выполняют общее для всех задание; КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФРОНТАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ самостоятельной работы учащихся ? когда учащиеся приступают к изучению темы; когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме;на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу (первые задачи и упражнения должны быть типовыми, общими для всей группы) когда нужен коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися. КОГДА ВЫБИРАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ самостоятельной работы учащихся ? -такая работа, которая предусматривает обязательное личное выполнение заданий и исключает сотрудничество учащегося и преподавателя.Когда формируется ответственность учащихся за определение содержания работы, выбор способов ее выполнения и конечный результат.Когда необходимо сотрудничество учащегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий.Когда у учащихся есть индивидуальные познавательные потребности и особенностиКогда развивается личностное отношение к материалу, стимулируется учебно-исследовательская активность учащихся . КОГДА ВЫБИРАТЬ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ самостоятельной работы учащихся ? Групповые формы предполагают работу в малых группах. Наиболее простая и доступная форма такого сотрудничества учащихся на занятии – это работа в парах постоянного состава: для совместной проработки материала учебника, документа; для выполнения лабораторных работ и практических заданий;для взаимной проверки письменных заданий   обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов; выбрать и сформировать тематику;установить цели самостоятельной работы;определить последовательности действий, операций; разработать текущий и рубежный формы контроля;определить критерии оценки результатов труда учащихся; выдать задания в начале учебного года (семестра);установить время консультаций. http://www.ktk-33.ru/stati/Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 2002.Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.-М.: Высш. Школа, 2009.Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2005.№5.Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 2006.Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов/ Н.А.Черногаева, зам. директора по УМР ФГОУ СПО «Донской техникум информатики и вычислительной техники»» //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.