Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных, регулятивных и личностных УУД у обучающихся начального и среднего звена


МОУ «Шатковская СШ» «Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных, регулятивных и личностных УУД у обучающихся начального и среднего звена».Педагог – психолог И.В.Емкина Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. Универсальные учебные действия (в узком смысле) это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основной целью педагога-психолога становится:Оказание психолого-педагогических услуг в образовательной организации;Оказание психолого-педагогических услуг в образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов таковы: Подбор диагностического инструментария, а также его использования в системе внутренней оценки образовательных результатов. Для успешной реализации программы психолого-педагогического сопровождения при переходе обучающихся из начального в среднее звено школьный психолог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать ещё и к новому помещению. Цель на конец окончания начальной школы:Уметь самостоятельно сделать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.Цель на начало обучения в 5-ом классе:Изучить сформированность познавательных мотивов (мотивация учебной деятельности)Вследствие чего мы наблюдаем снижение уровня развития учебных универсальных действий. Личностные УУД Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование – установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Саморегуляция В 4-ом классе – уметь организовывать свою деятельность. В 5 классе – умение учиться и способность к организации своей деятельности: целеполагание. Планированиеучебногосотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Разрешение конфликтов Цель на конец окончания начальной школы:Уметь самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.Цель на начало обучения в 5-ом классе – изучить сформированность познавательных мотивов (мотивация учебной деятельности) Познавательные УУД Общеучебные действия Логическиедействия Постановка и решение проблем Знаково-символические действия Таким образом, мы видим существенный спад по всем УУД.Причиной всему являются:ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ. Происходят существенные изменения в психике ребёнка (начинает развиваться теоретическое мышление)«Память становится мыслящей, а воспритие думающим» (Д.Б.Эльконин)Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая.Произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.Учебная деятельность остаётся основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности.Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний)Некоторые снижения интереса учёбе в школе и самому процессу обученияПроявляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика.Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учёбе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребёнка. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю педагог-психолог школы решает следующие задачи: Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации пятиклассника.Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; адаптации учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников 5-го класса через коррекционную и развивающую работу. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО осуществляется через следующие виды работ:Развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.Разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности ребёнка в процессе введения ФГОС;Составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ.Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.Оценка сформированности УУД обучающихся.Выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.Определение особых образовательных потребностей одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений. Развивающие занятия – это развитие, либо формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:Проведение психолого-педагогической диагностики. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников.Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами. 4. Коррекционная, развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. 5. Аналитическая работа. Критериями эффективности занятий за первое полугодие предполагает снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплочённости; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я»; повышение уверенности в себе и своих возможностях формирования у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий:Организовать ориентировку учащихся на выполнении УУД.Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причём одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УУД.Использовать формы совместной деятельности.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях.Организовать поэтапную отработку УУД.