Заочная экскурсия в музей Хохловка


Музей «Хохловка»Экскурсия по архитектурно-этнографическому музеюСеми ветров избранницаНад Камою гораСтоит совсем как странницаИз давнего вчера Г. Ф. Семенов Мы приглашаем совершить заочную экскурсию по знаменитому в Прикамье музею «Хохловка». Открыт в сентябре 1980 года, площадь более 42 гектаров. Очень жаль, что многие из ребят не бывали здесь, полюбуйтесь красотой наших мест, уникальными памятниками, которых более 20 и приезжайте к нам. Мы поднимаемся к самому высокому месту полуострова. Под ногами осколки кирпича, камней, а с другой стороны его шурфы, здесь добывали различные породы глины, гравия для заводов, которые находились на этом месте: медеплавильный, кричный (железоделательный), кирпичный и завод по обжигу извести. И древний храм бревенчатый, И курная изба …И мельница, и варница, И купола овал… Г. Ф. Семенов Избы В Хохловке можно увидеть несколько домов, привезенных из разных районов Пермского края: Чердынского, Уинского, из Коми-пермяцкого округа. Каждая изба – это свой мир крестьянской семьи со своими местными особенностями. Изба Баяндиных-Боталовых (Коми-Пермяцкий округ) Усадьба Игошева (Уинский район) Для постройки домов везде ценился кондовый лес: сосновый для жилья, еловый для хозяйственных построек, смолистый, с плотной древесиной, из живого дерева. Рубили лес зимой, до начала сокодвижения. При ударе по одному концу бревна, на другом был слышен звук, похожий на звук колокола. Постройки из кондового леса стояли 200 лет, а из берёзы 20 лет. По давности использования на первом месте избы, на втором – клети, а «дворы по ветхости» подлежали перестройке чаще.Усадьба Кудымова (Коми-Пермяцкий округ) Интерьер избы Кудымовской усадьбы «Приступая к постройке нового дома пермяк кладёт в землю несколько медных монет, разный зерновой хлеб и различных цветов овечью шерсть», чтобы у хозяев этого дома были деньги, водился скот и хорошо росли посевы. Эти обычаи соблюдались ещё в 30-х годах 20 века. Широко распространены и обычаи, связанные с матицей, её подъёмом. Матица – бревно, поддерживающее потолок, единственное, лежащее поперёк избы. Например. Перед подъёмом матицы парень обегал сруб по верхнему венцу с рыбным пирогом в руках, а после подъёма матицы внутри сруба устраивали угощение на овечьей шкуре.Усадьба с росписью (Чердынский район) Шатровые ветряные мельницы строили на юге Прикамья, а водяные мельницы строили севернее. Эта мельница привезена из Очерского района, построена в середине 19 века. Зерно на ней мололи до 1966 года.МельницаСложная конструкция мельницы оттачивалась веками, старинные ветряки считаются «венцом крестьянской инженерной мысли, народной смекалки». Солекомплекс На берегу небольшого камского залива, в наиболее живописном уголке музея, размещен уникальный архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края – солеварением. Все постройки соляного комплекса вывезены из города Соликмска – с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником А. В. Рязанцевым. Интересно, что «Рязанские солеварни» закрылись недавно, в январе 1972 года – почти век прослужил деревянный завод. Прочно стоит на земле 12-метровая башня. Сруб ее от подножья кверху сужается: верхние венцы срублены из более тонких бревен, а длина венцов убывает по высоте стены. Из ларя рассол поступал в варницу – квадратный в плане сруб под четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой посередине. Внутри варницы печь, топившаяся по-белому, над которой укреплен цирен – огромный металлический противень. Выпаренная на цирене соль досушивалась тут же, на широких деревянных палатях. Тяжелой была работа в варницах. Соль покрывала одежду, кожу; часты были несчастные случаи. Вываренная в течение года соль складировалась в соляных амбарах. Это самые крупные сооружения соляных промыслов: длина их доходила до 80 м. Длина их доходила до 80 м. Длина амбара, привезенного в музей, составляет 28 м, однако и он поражает нас своими размерами. Внутри амбар разделен на закрома, куда соль загружали сверху. Деревянные скульптуры На территории архетиктурно-этнографического музея «Хохловка» проводятся фестивали архитектурных скульптур. У солекомплекса установили выполненную в человеческий рост деревянную скульптуру, изображающую мужика, торгующего солью (мешки с солью тоже были сделаны из дерева). Там в «Охотничьем становье», стоят огромный медведь и охотник с ружьем. Эта композиция, по задумке авторов, показывала в стилизованном виде крестьянское хозяйство. Каждый элемент композиции обозначал здание, сооружение, утварь, которые присутствовали в крестьянском быту. Помимо обыденных вещей, крестьянский быт был наполнен сказочными существами, каждый из которых играл определенную роль в жизни крестьян и в их хозяйстве. Композиция словно населена этими персонажами: домовым, овинником, банником, дворовым и кикиморой, которые прячутся от людского глаза, дожидаясь темноты. Девушки, дотронувшись до овинника, могли узнать, в каком году выйдут замуж, а банник мог подсказать каким будет жених. Избавиться от кикиморы и ее пакостей было весьма своеобразным способом – показав ей «кукиш» и отругав бранными словами. Центром композиции являлась старая дверь, олицетворяющая собой «Перекресток миров», как бы указывающая путь в другой, таинственный, не ведомый для нас мир. Самые отчаянные посетители экспозиций могли воспользоваться волшебной дверью и пройти через «Перекресток миров».«Перекресток миров». Зимой основным занятием крестьян была охота. На охоту отправлялись семьями, с подростками и даже целыми артелями (3 -12 человек). Уходили за 100 – 150 км от дома. Для временного ночлега ставят «нодью» - экономический костер.Охотничья избушка Часто ставилась избушка, где хранились запасы еды. А для сохранности пушнины и мяса сооружали лари на столбах. Гумно В бревенчатой постройке совмещены овин и гумно, где выполнялась сушка и обиолот снопов. Овин – ямный с печью-каменкой. Вверху в срубе сушились снопы, которые поом обмолачивались на глиняном утрамбованном полу гумна. Широкие ворота в стенах гумна позволяли веять зерно при разных направлениях ветра. Внутри постройки представлены основные крестьянские орудия для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же деревянная веялка, механическая молотилка – машина, появившаяся в крестьянских хозяйствах с 80-х годов 19 века. ЦерквиУ входа в церковь Преображения Уникальный памятник – Богородицкая церковь из села Тохтарёва Суксунского района. Она относится к древнейшему на Руси типу клетских храмов, имеет алтарь. Собственно храм и трапецию. Центральный четверик завершён высокий клинчатой кровлей, увенчанной главкой на барабане. Эти главки, барабаны и бочки покрыты ступенчатым, или городчатым лемехом, то есть деревянной черепицей из осины. Кстати сказать, если обычное дерево через какое-то время чернеет, то эта искусно изготовлённая осиновая «чешуя» имеет благородный серебристый оттенок. Своеобразным символам музея является колокольня из села Сыра Суксуного района. Она завершается шатром с небольшой главкой, крытой опять же деревянной черепицей. Высота ее 30 м. Церковь Преображения из села Янидор Чердыньского района с такой же серебряной главкой – тоже клетский храм. Это редчайший памятник деревянного, зодчество, так как в наше время не сохранилось больше церквей с подобным основаниям креста - крещатой бочкой. В ней размещались и клуб, и позднее зернохранилище. Счастье, что она попала в Хохловку, не успев превратиться в руины, не исчезнув с лица земли. Праздники в «Хохловке» «Камва» в «Хохловке» Военно-исторический фестиваль Два года подряд этот фестиваль проходил в «Хохловке». События 80-летней давности (1 июля 1921 г войска Колчака взяли Пермь) реконструировали с целью пожить в этой эпохе. Стоит сказать, что поклонников и зрителей у фестиваля хватает. Фильмы в «Хохловке»Путь на Мангазею Полюбоваться красотой мест Хохловских вы сможете, если посмотрите художественные фильмы: Наши ребята с удовольствием снимались в массовках некоторых фильмов. Прикольно увидеть себя через 10 – 20 лет! Самым последним сооружением музея стала набережная протяженностью более километра. Оно становится излюбленным местом туристов. Дуновение ветерка, свежесть воды, залив, лес, возвышающийся вдали – все это создает такую атмосферу, что не хочется уезжать, хочется снова сюда вернуться. Набережная Над Хохловскими высями,Округе всей слышна,Стоит немыслимаяСвятая тишина. Г. Ф. СеменовПусть эта святость живет в нашей душе, и в памяти сохранятся картины уникальной старины.