Презентация к уроку искусства в 8 классе на тему Искусство рассказывает о красоте Земли


Урок 4 Исаак Левитан. Зимний пейзаж А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. В. Шишкин. Рожь Пейзаж – это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII веке Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому. Рассмотрите репродукции пейзажей. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими?Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. •  Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.• Подберите музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в вашем воображении? Лазурным цветом — волжская вода,И спутник путешествий — свежий ветер,По нам тоскуют где-то города,—Заманчиво увидеть всё на свете!Надует волжский ветер паруса,Корабль помчится, разрезая воду,И ярко засияют небеса,Ему даруя чудную погоду.Царит в картине праздничный настрой,—Она полна ликующего света,И мы, любуясь синею водой,Благодарим художника за это.Воспел он Волгу ярко и светло,С любовью к ней, восторгом, восхищеньем,И нам передалось души теплоЧерез его прекрасное творенье.Элла Гоник Прочитайте вслух два литературных сочинения Н. Рыленкова и М. Пришвина, написанные в XX веке.Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях Всё в тающей дымкеВсё в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озёра,И всё ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы. Неведомому другу Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, как неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, никто ничего не видал, и ты сам видишь впервые.Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички-подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку,- завтра так точно сверкать они не будут, и день-то будет не тот, и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!Враг мой! Ты вовсе не знаешь, и если узнаешь, тебе никогда не понять, из чего я сплел радость людям. Но если ты не понимаешь моего лучшего, то чего же ты хвастаешься за мои ошибки и на основе каких мелких пустяков поднимаешь свое обвинение против меня? Проходи мимо и не мешай нам радоваться.И опять расширится душа: елки, березки – не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Л. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали весёлый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И. Левитан. Озеро. Русь. Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит и радует взор. Вот, оказывается, какая она, русская природа – нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни. Клод Моне. Отдых под сиренью. Клод Моне. Морские пейзажи. В XX в. В зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression - впечатление). Художники импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Клод Моне. Вестминстерское аббатство. Композитор Клод Дебюсси. «Лунный свет» Композитор Антонио Вивальди. «Летняя гроза. Шторм» Ванесса Мэй – всемирно известная скрипачка, композитор. Известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «техно-акустический сплав», или эстрадная скрипка.Китаянка по матери, тайка по отцу.Родилась 27 октября 1978 г. Композитор П.И. Чайковский. «Времена года». Октябрь. «Осенняя песнь» Композитор П.И. Чайковский. «Времена года». Декабрь. «Святки» Композитор Г. Свиридов.Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Вальс. Напишите этюды (литературные или живописные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года)