Презентация по русскому языку на тему Буквы Е или И в корнях с чередованием (5 класс)


Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованиемЦели урока: Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием. Уметь: - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму. Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.Эту замену называют чередованием звуков: выбери книгу - выбирать книгу Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е - и в корнях с чередованием : бер – бира пер – пира дер - дира тер – тира мер – мира стел – стила блест – блиста жег –жига.   НаблюдениеОпределите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них.избирать – изберу запирать – заперотдирать – отдеру вытирать – вытер замирать – замер расстилать - расстелюблистать – заблестеть выжигать - выжечьКакой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда - и? 

В корнях с чередованием е - и пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-.Например: замерло (нет а), собираешь.  Алгоритм1. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.2. Выделить корень.3. Поставить ударение.4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.5. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.6. Если после корня есть суффикс -а-, то пишется буква И, а если нет – буква Е. Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}раз-за-при-на-у-по-рас-под-бер - бира пер - пира дер - дира тер - тира мер - мирастел - стила Письмо с комментированием. Объясните, какая буква пишется в корне? Быстро соб_рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний. О каком человеке так говорят? За всё б_рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б_ри. С живого шкуру сд_рёт. Нос зад_рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв. Самостоятельная работа.Распределите словосочетания в два столбика: Е - Ивыб..ри книгу, выб..рать книгу,выд..рать сорняки, выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль,зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы. Проверяем!Е Ивыбери (нет а) книгу выдеру (нет а) сорнякизапереться (нет а) в комнате утереть нос (нет а) выбирать книгу выдирать сорняки запирать дом утирать слезы Игра «Четвёртое лишнее»  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 вариант2 вариантсоб_рите тетрадивыст_лать соломойзверь зам_рбл_снуть знаниямипробл_ски мыслизаст_лать постельрасст_лается туманст_рать мел с доски ПРОВЕРЯЕМ!{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}расстилается туман,блеснуть (нет а) знаниями