Презентация к уроку математики по теме Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел


Якушева Оксана Анатольевна , учитель начальных классов МКУ «СОШ -Интернат №5» г.НижнеудинскМультимедийная презентация урока по математике во 4 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России»)(урок проведён в технологии проблемного обучения)
Тема урокаРаздел: Числа, которые больше 1000.Письменные и устные приёмы сложения и вычитания.(1 урок)Тип урока: урок открытия нового знания «Устные и письменные приёмы исчислений» Цель урока: Задачи урока: Формирование умения письменно и устно складывать многозначных чисел . 1. Составить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в группе. Методы и формыМетоды: практический (работа, группах) словесный частично - поисковый метод контроля Формы: индивидуальная групповая коллективная РезультатДанный урок формирует умения (способности) учащегося:Складывание и вычитание многозначных чисел;самостоятельно осуществлять деятельность учения;ставить учебные цели;составить алгоритм сложения и вычитания чисел ;находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.Оборудование:• мультимедийный проектор;• экран;• компьютер;• презентация в программе учебник «Математика» М.И.Моро, 4 класс , 2014г. карточки с заданием, лист самооценки. Этапы урока Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин). Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин). Выявление места и причины затруднения (1 мин).IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин). V. Реализация построенного проекта (8 – 10 мин).VI. Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин). Физкультминутка (1-2 мин).VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин).VIII. Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин). IX. Рефлексия учебной деятельности (1 – 2 мин). Домашнее задание (1 – 2 мин). Ход урокаI. Мотивация к учебной деятельности Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.Пусть сегодня для нас всех,На уроке сопутствует успех!- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. - Давайте вспомним, какую тему проходили на предыдущем уроке? (Письменное сложение двузначных чисел). - Эти умения помогут вам открыть новое знание. 1. Даны числа: Нахождение лишних чиселСложение чисел).- Какие выражения получились? - Проверьте себя. (Самопроверка).СамооценкаII. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действииЗадача: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. Самопроверка -Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса. Лист самооценки.Ф.И._____________________________Задание№ 1Задание № 2Задание№ 3Задание№ 4Задание№ 5Задание№ 6Итого.«+» - выполнил задание правильно;«?» - при выполнении задания возникли трудности.Твоя оценка: _____Оценка учителя: _____ 2. Работа по схеме в группе. - Назовите правила работы в парах и группе.- Проверьте себя. Самопроверка. - Оцените себя на листе самооценки. Убедись, что в разговоре участвует каждый. Говори спокойно, ясно и по делу. Дайте возможность высказаться каждому. Образец для самопроверки 3.Работа с новым материалом.- Выполните задание с комментированием (у доски) по алгоритму. Проверьте себя и оцените.+ 2313 + 5435 4664 3365 - Обобщите, какие знания мы повторили? (Сложение однозначных чисел, сложение многозначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик). (Задание для пробного действия).ЗаданиеАлгоритм письменных приемов сложения и вычитания.
Алгоритм сложения многозначных чиселПишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи единиц под тысячами единицСкладываю единицы: число единиц пишу под единицами. Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.Складываю сотниСкладываю тысячиОтвет … IV. Построение проекта выхода из затрудненияЗадачи: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий. - Сформулируйте цель урока. - Какова будет тема урока? Тема: Сложение и вычитание чисел .Узнать способ сложения чисел . Как вы будете действовать? (Составим план) 1. Сначала решим пример с помощью графических моделей. 2. Решим этот же пример в столбик. 3. Построим алгоритм решения таких примеров. - Следующее задание мы будем выполнять в группах. - Действуйте по плану. С чего начнете? (С графической модели) - Нарисуйте графическую модель последнего примера. V. Реализация построенного урока  Подведение итогов этапа реализации построенного урока. -Какое открытие мы сделали? (Если при сложении единиц получается больше 10, то 1 десяток мы прибавляем к десяткам)-Какой следующий шаг в нашем уроке? (Потренироваться в решении примеров с помощью алгоритма) VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задачи: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение способа сложениях и вычитания многозначных чисел с переходом через разряд; проверить уровень усвоения нового алгоритма сложения. VIII. Включение в систему знаний и повторения Задачи: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное. Работа с учебником: № 4 стр.23. - Прочитайте задачу. На одной полке стояло 47 книг, а на другой на 25 больше. Сколько книг стояло на второй полке?Что нужно найти в задаче? Запишите схему и решение задачи в столбик. - Решение сверьте с эталоном. IX. Рефлексия учебной деятельности Задачи: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности ; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.Самооценка учебной деятельности- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?- Кто считает, что лучше мог поработать? - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Положите перед собой листы самооценки. Подсчитайте знаки, выставьте себе отметки. Если у вас пять знаков «+», то у вас отметка «5», если четыре «+» ,то отметка - «4» - Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите.Расскажите алгоритм решения примеров нового типа. -Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?   - Что нам необходимо сделать для улучшения результата?- Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида. Домашнее задание (комментирует учитель)1. № 262 стр. 60 (по желанию придумать два примера на новый способ)2. Самоанализ урока по математикеУчитель:Якушева Оксана АнатольевнаТема урока: «Письменный и устный приём сложения и вычитания многозначных чисел»Раздел: числа ,которые больше 1000. Письменный приём сложения и вычитания (1 урок)Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: Формирование умения письменно и устного складывания и вычитания многозначных чисел. Задачи: 1. Составить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел 2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в группе. В соответствии с целью и задачами на уроке использовались следующие средства обучения: карточки для индивидуальной и групповой работы, материал для практической работы – бумага для записей, письменные принадлежности; ТСО – компьютер, мультимедиа проектор. Для решения задач урока использовала: Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля. Формы работы: коллективная, групповая,, самостоятельная. Данный урок соответствует содержанию программы. Структура урока соответствует целям и задачам. Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности обучающихся. Конечный результат: обучающийся умеет:Складывать и вычитатьмногозначных чисел;самостоятельно осуществлять деятельность учения;ставить учебные цели;составить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел ;находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Урок проведён в технологии проблемного метода. Состоит из девяти этапов. Задачи этапа мотивации направлены на создание положительного эмоционального настроя. На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в пробном действии создана ситуация успеха через воспроизведение обучающимися знаний, необходимых и достаточных для открытия нового способа, организовано самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание и проведена фиксация затруднений. На этапе выявления места и причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения выявлена причина затруднения и сформулирована цель урока. Учащиеся сформировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной темы (построен проект выхода из затруднения). На этапе реализации построенного урока учащиеся в группах выдвигают гипотезы и строят алгоритм письменного устного сложения и вычитания многозначных чисел. Данный этап требует от обучающихся умения аргументировано доказывать свою точку зрения и продуктивно осуществлять коммуникацию со сверстниками. В ходе проведения самостоятельной работы с самопроверкой учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения. На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения ученикам предложены задания по новой теме. В ходе выполнения упражнений выявлялись типичные ошибки и затруднения, учащимся предоставлялась возможность исправить недочет самостоятельно. На этапе рефлексии учебной деятельности организован рефлексивный анализ учебной деятельности и оценивание учащимися собственной деятельности. На данном этапе учащиеся самостоятельно определяли уровень усвоения материала, с помощью учителя выдвигали перспективы дальнейшего обучения по данной теме, определяли значимость данного урока. Домашнее задание имело творческую направленность. Весь урок проведён в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии. С целью избегания перегрузки и переутомления использовалась физкультминутка. На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности. На уроке был создан благоприятный психологический климат, что явилось показателем успешности его проведения. Оценка деятельности обучающихся осуществлялась с помощью оценочных листов, не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Применяемая технология проблемного метода способствовала достижению положительных результатов. Показателем результативности урока является высокое качество выполнения обучающимися самостоятельной работы. (% справились с работой без ошибок, у % обучающихся были незначительные недочёты.) Таким образом, цели и задачи урока реализованы.