Использование ИКТ в образовании


Использование ИКТ в образовании Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании. Информационная компетенция предполагает умение:самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.  Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. Да, в настоящее время имеется огромное количество готовых печатных пособий, что несомненно является хорошим подспорьем для учителя, но есть и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить класс дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда возможно. Можно делать ксерокопии, но к каждому уроку это сложно, причем ксерокопия делается целиком страницы, что тоже неудобно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает учителю структуру, содержание, и требуется скорректировать задания, их уровень, количество. санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:- для учащихся 1 класса – 10 минут,- для учащихся 2-5 классов – 15 минут,- для учащихся 6-7 классов – 20 минут,- для учащихся 8-9 классов – 25 минут,- для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут Проблемы внедрения ИКТОсновная сложность заключается в сложности поиска и подготовки учебного материала. И если в случае традиционных способов представления информации мы можем использовать накопленные данные (карты, схемы), легко разрабатываемые данные на основе литературы, то в случае представления информации с помощью ИКТ возникает сложность поиска и создания информации. Найти или создать информацию в электронной форме учителю гораздо сложнее, чем взять информацию из книг (справочников) и продемонстрировать на уроке. Использовать материал учебного диска целиком, как правило, нецелесообразно, а чтобы найти и открыть нужный материал, необходимо затратить время. Скопировать с диска изображение полководцев в отдельные файлы невозможно, так как они закрыты собственным форматом. Такие ситуации очень часты, так как разработчики дисков и учебных программ не учитывают того, что учитель разрабатывает урок под себя и под свой класс. Выходом из этой ситуации может являться разработка учебных материалов в виде отдельных тематических модулей, составляющих из отдельных файлов (jpg, txt, html, avi, mp3, gif и др.), из которых учитель сам выбирает требуемые ему материалы и последовательность их изложений. Такие материалы в современных условиях могут накапливаться учителем для себя, могут создаваться соответствующие электронные библиотеки материалов, т.е. медиатеки, на базе школы, на районном уровне. Доля учителей-предметников, знающих о наличии и использующих электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по своим предметам, % Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТСовершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;Индивидуализация работы самого учителя;Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;Усиление мотивации к обучению;Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;Обеспечение гибкости процесса обучения. Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегосяИспользование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера Над презентацией работал:Студент 23 группы Шутова Ксения