Презентация Формирование эмоционально-ценностных ориентаций школьников в семейной сфере на уроках литературы


Формирование эмоционально-ценностных ориентаций школьников в семейной сфере на уроках литературы Актуальность темы Актуальность избранной проблемы определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения со школьниками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории. Практическая актуальность проведенной работы кроется в необходимости разработки учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, позволяющих осуществить педагогическую поддержку в становлении и коррекции ценностных ориентаций современных школьников, в усилении адекватного взаимоотношения между жизненными целями и средствами их воплощения. Противоречия:между необходимостью развития ценностных ориентаций школьников в урочной и внеурочной работе и отсутствием теоретического, технологического и методического оснащения этого процесса; между необходимостью адресной поддержки становлению мировоззрения школьников и существующими в школе авторитарными технологиями обучения и воспитания;между потребностью общества в личности, обладающей яркой индивидуальностью, гражданской зрелостью, готовностью к созданию гармоничной семьи и недостаточной разработанностью педагогических аспектов ценностного самоопределения школьников на разных этапах возрастного становления личности в такой значимой сфере их жизнедеятельности, как семья. Теоретическую основу исследования составили идеи личностного, культурологического, антропологического подходов в становлении ценностных ориентаций; теория о восхождении личности к ценностям; теория гуманистического воспитания, педагогической поддержки. Практическая значимость: разработка содержательных основ образовательного процесса, способствующего ценностному самоопределению учащихся; разработка комплекса педагогических средств и способов создания ситуаций ценностного самоопределения. Что такое эмоции? В переводе с латинского emotio означает потрясаюэто такие психические состояния, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.


-+Напряжение тела;Мимических мышц;Внутренних органов;сосудов => высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний,перенапряжение, спазмы, головная боль, заболевания внутренних органовСвободное положение тела;Мимических мышц;Внутренних органов;Сосудов => Ничто не мешает работе организмаЧто содержат в себе эмоции? Рецепт психологического здоровьяДля нашего благополучного существования необходимо, чтобы мы испытывали:Положительных эмоций – 35%, из них 30% должен занимать интерес и 5% - радость.Отрицательных эмоций – 5%.Эмоционально-нейтральных эмоций – 60% ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИЦенностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Причины существующего несоответствия: недостаточное отражение в содержании образования ценностных проблем и, в частности, проблем важнейших сфер жизнедеятельности человека (семейной, профессиональной, коммуникативной и других); неоправданное сужение ценностной проблематики человеческого бытия даже в гуманитарных дисциплинах, вытеснением из содержания образования тех сложных, драматичных коллизий, разрешение которых необходимо молодому человеку для приобретения опыта ценностного самоопределения в противоречивых, подчас трагичных ситуациях современной жизни. Традиционное представление о процессе понимания как когнитивном акте восприятия и осмысления информации, опирающегося на психологические силы познавательных процессов, сменяется представлением о понимании как решении аксиологической задачи на открытие ценности и личностного смысла познаваемого. Понимание требует максимально активизировать познающего в его диалоге с источниками, их авторами, раскрытии видения мира этими людьми, позволяющем охватить феномен человеческих желаний и устремлений, систему их ценностей и смыслов. Алгоритм ценностного самоопределенияСитуация → рефлексия 1 (анализ и оценка ситуации; осознание собственных ценностей и смыслов; соотнесение их с требованиями ситуации и культурными нормами) → выбор соответствующей данным ценностям цели (целевая установка) → поиск и построение системы возможных альтернативных действий → рефлексия 2 (анализ данных действий с точки зрения их соответствия целям, системе ценностных координат) → выбор способов действия → действие → результат (преобразование ситуации, коррекция системы ценностей, изменение или утверждение позиции) → рефлексия 3 (осмысление результата, осознание появившихся новых ценностей и смыслов) → новое понимание себя, открытие смысла и ценности ситуации и поступка. СИТУАЦИИ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯТехнология создания ситуации ценностного самоопределения школьника — это упорядоченная система действий педагога и учащихся, выполнение которых приводит к созданию условий, побуждающих учащихся к сопоставлению, сравнению, осмыслению, принятию или отвержению ценностей, транслируемых другими (общество, микросоциум), ценностному видению оснований собственной жизни, собственных поступков и поступков других людей.
Опыт ценностного самоопределения предстает как важнейший компонент опыта духовного и социального бытия человека и включает в себя:опыт эмоциональной идентификации со значимыми культурными образами и образцами; опыт понимания ценностей другого;опыт самопонимания и соотнесения собственных ценностей с другими ценностными системами; опыт рефлексии;опыт ценностной проблематизации (определения воспитанником актуальных для него ценностных проблем жизнедеятельности); опыт сотрудничества в определении и решении данных проблем; опыт индивидуального поиска и постижения ценностных основ бытия;опыт «порождения» ценностей. Понимание и осознание ценностной информации, выбор, отвержение или принятие и интериоризация, присвоение содержащихся в ней ценностей происходит тогда, когда они пережиты личностью и приняты ею эмоционально, а не только осмыслены рационально. Это прежде всего касается единства рационального и иррационального (эмоционального) в образовательном процессе. Содержание образования должно строиться на единстве эмоционального и рационального, создающего условия для переживания и интроспекции молодыми людьми своих внутренних состояний, эмоционального отклика и сопереживания, эмоциональной идентификации как основ их понимания и ценностной сопричастности культуре. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».Я-ГОСУДАРСТВОЯ-СЕМЬЯЯ-ДРУГИЕЯ-ПРИРОДАЯ-ЯЯ-РАБОТАЯ



СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯОвладение опытом ценностного самоопределения происходит не только через усвоение содержания обучения, но прежде всего посредством соответственной организации педагогического процесса, использования методов и технологий, обеспечивающих создание ситуаций ценностного самоопределения в учебной и внеучебной ценностно и социально значимой деятельности школьников.
При отборе содержания образования необходимо соблюдать паритетность в представлении культурных норм и традиций разных народов, сообществ с преимущественной ориентацией на нормы и традиции, в которых воплощены всечеловеческие, или общечеловеческие ценности, а также на традиции и нормы, исторически сложившиеся в собственной национальной общности (большой и малой) молодого человека и обеспечивающие его позитивное ценностное самоопределение в основных сферах жизнедеятельности. Ценностная информация - это не та, которую старшеклассник должен понять, запомнить и воспроизвести. Она несет в себе поток мыслей, идей, эмоций, в которых выражено ценностное отношение автора к описываемым явлениям. Без погружения в этот поток невозможен диалог между читателем и автором, в процессе которого рождаются собственные идеи и взгляды, возникает ценностное отношение к жизненным явлениям. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пТема Класс Содержание Задания 1А.Н. Толстой«Детство Никиты» 5Беседа.Благодаря чему детство Никиты было счастливым? Сочинение – письмо.«Спасибо, дорогая мама!» 2Н.Гарин – Михайловский«Детство Тёмы»5Беседа.Как относится к своему материнскому труду Аглая Васильевна?Какими людьми она мечтает видеть своих детей?Как отец Тёмы считал необходимым воспитывать сына?Дискуссия.Прав ли отец Тёмы, считая, что воспитание жены годится только для девочек?Составить герб своей семьи, придумать или подобрать девиз.Тема семьи в произведениях русской литературы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3В.Г. Короленко «Дети подземелья»6Беседа Как относился к Васе отец?Почему Васе семья Валека и Маруси стала родной?Что помогло отцу и Васе понять друг друга? Сочинение Темы1)«Две семьи: семья Валека и Маруси и семья Васи»2) «Какой должна быть семья?»4В.Астафьев «Последний поклон».Рассказ «Конь с розовой гривой»6Беседа.Какое место занимала бабушка в жизни рассказчика?Почему повзрослевший герой так сильно переживал, что не смог приехать на её похороны?Сообщения «Я хочу рассказать о своей бабушке»«Портрет моей бабушки»5А.Лиханов «Мой генерал»6Расскажите о семье мальчика. Как в его жизни появился дедушка?Чему сумел научить мальчика дедушка?Сочинение.«Дедушкины уроки» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»7БеседаКак относились казаки к понятиям «дом», «семья»?Какие чувства испытывала мать, провожая своих сыновей в Запорожскую Сечь?Сочинение.«Отец и его сыновья»7Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество»7БеседаКакое влияние каждый из родителей оказал на формирование Николеньки?Почему воспоминания о Наталье Саввишне проникнуты большей теплотой и нежностью, чем воспоминания об отце?Оформить «Дерево дружбы и любви»(на ветках дерева поместить сердечки с именами дорогих и значимых для ученика людей)  8Ф.М. Достоевский «Мальчики» (фрагмент из романа «Братья Карамазовы»7Беседа.Как показана взаимосвязь отца и сына?  Сочинение.Самые дорогие воспоминания детства.Мой самый добрый поступок.   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}9А.М. Горький «Детство», «В людях»7Беседа Почему в семье Кашириных относились друг к другу жестоко и равнодушно? Мать и бабушка: кто из них сыграл большую роль в жизни Алёши? Почему сцене обучения азбуке герой – повествователь называет Каширина не «дедом», а «дедушкой»? Сочинение «Роль бабушки в жизни Алёши»«История жизни деда Каширина»«Моя бабушка»    10А.Алексин «Раздел имущества»7Обсуждение прочитанного. Дискуссия«Каждый нужен, пока нужен, каждый нужен, когда нужен…»11Воспитание Петруши Гринёва (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») 8Воспитание Петруши Гринёва в родительском доме. Воспитание Маши Мироновой. Отношения между родителями. Любовь-уважение, любовь-сострадание, любовь-подвиг. Ценности семей Гриневых и Мироновых. Отсутствие семей у Пугачева и Швабрина.Как вы понимаете смысл наказа отца:«Береги честь смолоду?» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}12М.Горький «Заветы отца» 8Чтение и обсуждение рассказа. Выпишите заветы старого рыбака сыну. Как жизнь рыбака подтвердила правоту этих заветов?13  К. Паустовский «Телеграмма»8Проблематика рассказа. Особенности композиции. Роль «ленинградских страниц» в рассказе. Как могло случиться, что Настя, заботящаяся о скульпторе Тимофееве, проявляла такое невнимание к матери?Для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны? Как писатель раскрывает переживания Тихона, Манюши, Катерины Петровны? Сочинение «Смысл названия рассказа» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}14  И.А. Гончаров«Обломов».Тема воспитания в романе. 10Дискуссия.Воспитание в семьях Обломовых и Штольцов. Что в воспитательной системе отца Штольца вы считаете правильным, а что нет? В чём расходятся мнения матери и отца в этой семье по поводу воспитания сына? Что кажется вам привлекательным в семейном воспитании Илюши Обломова? С чем вы не согласны?   Постройте свою модель воспитания гармонично развитого ребёнка. 15«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10Сообщения о семьях Болконских, Ростовых, Курагиных, (групповая творческая работа).Атмосфера, царящая в этих семьях. Взаимоотношения детей и родителей. Какое влияние на детей оказывают их родители? Какие черты свойственны всем членам этих семей? Творческие работы В чьей семье я хотел бы воспитываться: Ростовых или Болконских?Что мне дорого в нашей семье?Похож ли я на своих родителей?  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}16Молодые семьи в романе: Наташа и Пьер, Марья и Николай.Анализ эпизодов«Ссора Марьи и Николая»«Возвращение Пьера из Петербурга»10Сообщения учащихся. Семья Николая Ростова и Марьи Болконской.На чем основываются семьи молодых Болконских и Безуховых?Взаимоотношение мужа и жены.Какая семья вам кажется более гармоничной и почему?   Дискуссия Какие качества наиболее ценны для семейного счастья?Согласны ли вы с утверждением Толстого: «Главное назначение женщины – быть женой и матерью»? Творческие работы «Моя будущая семья»,«Что значит – быть хорошим мужем? хорошей женой?»    {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}17Анализ эпизода «Прощание отца с сыном». Андрей Болконский и его отец.10Пересказ эпизода с элементами анализа. Взаимоотношения отца и сына. Психологическое состояние отца и сына в сцене прощания.Наказ старого князя сыну. Работа с иллюстрациями к роману. Андрей Болконский в кабинете отца. Удалось ли художнику передать психологи-ческое состояние героев, их близость? Просмотр кинофрагмента.Как артисты передают психологическое состояние героев?Творческая работа «Я и мой отец»18Анализ эпизода«Разговор Николая Ростова с отцом после проигрыша в карты» 10Пересказ эпизода с элементами анализа.Какие чувства испытывал герой, возвращаясь домой после случившегося? Как он вёл себя во время разговора с отцом? Как отнёсся к случившемуся отец? Сочинение – размышление.Какими качествами должен обладать настоящий отец?   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}19Анализ эпизода «Разговор Наташи Ростовой с матерью «по душам»10Анализ эпизода.Какие отношения у матери с Наташей? Почему нет такой душевной близости у неё со старшей дочерью? Понимает ли мать Наташу? Какие черты характера матери унаследовала Наташа? Как вела себя Наташа в трудные для семьи дни?  Творческая работа«Я и моя мама»«Какой матерью мне хочется быть?»20Размышление о любви и семье Л.Н. Толстого в произведении «Крейцерова соната»10Беседа, выразительное чтение, просмотр фрагментов фильма, обсуждение, мини-дискуссия о роли любви в бракеСочинение«Что надежнее: брак по любви или по расчету» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}21Два сына – два отца. Взаимоотношения Аркадия Кирсанова с отцом и Евгения Базарова с отцом. 10Сообщения.Аркадий Кирсанов и его отец.Евгений Базаров и его отец. Беседа. Что кажется вам привлекательным в отношении Николая Петровича Кирсанова к своему сыну? В чём они похожи? Как относится к сыну Василий Иванович Базаров? Каково истинное отношение Базарова к отцу? Почему он так скуп в выражении своей привязанности к родителям?  Творческая работа«Самые дорогие для меня люди»22М.Булгаков. Образ дома в романе «Белая гвардия». Семья Турбиных.  Дом на Андреевском спуске как символ уюта, защищенности, доброты и тепла. Образ мамы – «светлой королевы», уроки доброты и любви, унаследованные от неё детьми. Письменно ответить на вопрос.Что лежит в основе взаимоотношений сестры Елены и братьев?  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}23Е. Замятин. Роман – антиутопия «Мы»11Беседа.Почему семья в Едином государстве отменена? Почему любовь считается чувством опасным и враждебным?  Дискуссия.Докажите или оспорьте утверждение «Воспитание – дело государственное, поэтому о детях должно заботиться государство». 24«Мысль семейная» в романе М.Шолохова «Тихий Дон»11Сообщения учащихся.Семья Мелеховых в романе. Патриархальные основы семьи. Судьбы детей и их характеры. Сочинение.Какие качества сформировали в своих детях родители? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}25В.Распутин «Женский разговор»11 Анализ рассказа.Сюжет, система образов. Проблематика.Судьба Натальи. Ошибки Вики и её отношение к себе. Контакт Бабушки с внучкой. Бабушкины уроки Ответить на вопросы: «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь», - убеждает бабушка внучку, сбившуюся с пути. О каких устоях идёт речь? «…каждая со своей правдой», - говорит Распутин о Наталье и Вике, размышляя о судьбе двух поколений. Каков ваш прогноз в решении вечного конфликта «отцы и дети»? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}26Семейные взаимоотношения в произведениях Людмилы Петрушевской:«Свой круг», «Страна», «Как ангел», «Время ночь» 11«Изнаночный мир» Л.Петрушевской, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Деформация человеческих отношений.  Ответить на вопросы:Почему автор главным образом обращается к изнанке жизни? Показывает жестокую правду жизни своих героев? В чём причина их несчастий? Какие ценности ими отвергаются? 27Повести В.Токаревой « Я есть. Ты есть. Он есть.»11Сообщения учащихся. Образ матери в повести «Я есть. Ты есть. Он есть»Сюжет повести. Открытый финал. Беседа.Как выдумаете, что ждёт Ирочку в будущем? Вернётся ли Олег?Будет ли Анна продолжать бороться за свою семью?ДискуссияЛюбовь - созидательная или разрушительная сила?    {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}28В.Токарева «Лавина»11Сообщения.Семейная история, составляющая основу повести. Взимоотношения супругов. Дети и родители. Что могло спасти Алика?Ответьте на вопросы.Любовь - созидательная или разрушительная сила? Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется, - утверждает В.Токарева. Так ли это?Написать фрагмент сценария «Разговор Алика с отцом». 29Л.Улицкая «Медея и её дети»11Дом Медеи как символ семейной взаимосвязи. Родовое сходство разбросанных по всему свету членов большой семьи Синопли. Тема детства в романе. Медея как носитель вечных истин.Ответить на вопросы:Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает егоВечным?Есть ли у вас такой дом? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}30П. Санаев. Повесть Похороните меня за плинтусом.11Беседа. Анализ фрагментов фильма.В чём трагедия ребёнка? Как он относится к своим родным? Почему так враждебно по отношению к мужу, дочери, зятю настроена бабушка? Любят ли взрослые мальчика? Как живётся мальчику в доме деда и бабушки? Сопоставьте мнения читателей (форум сайта).Как вы поняли финал повести? 31Любовь, семья, счастье материнства в произведениях Г.Бакланова«Непорочное зачатие».11Сюжет рассказа «Непорочное зачатие». Характеристика образов. Роль деталей в создании образов. Как вы думаете, проснётся ли чувство материнства у настоящей матери?Что такое чувство материнства? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}32«Дочки» и «сыновья» в рассказе А. Астафьева «Людочка»11Мини-дискуссии, беседы, исследовательские работы.Описание парка как картины Апокалипсиса, молодое поколение в рассказе. В чем проблемы появления именно такого поколения молодых людей, безразличных, бездушных, инфантильных, способных на преступления? В чем отличие главной героини от них?Отношение взрослых к проблеме девочки.В чем причины самоубийства героини? Отношение автора к этому поступку.Связь поколений, образы креста, веревочки.Сочинение-эссе «Всегда ли мы в ответе за тех, кого приручаем?»Исследовательские работы.Сравнение описания парка и картин из Апокалипсиса.Смысл названия.Мать и дочь в рассказе. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}21Семья – это… (по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось…»)11Анализ сцен, просмотр кинофрагментов, дискуссииСемьи Юльки и Романа, роль семьи в истории их любви. Причина трагической развязки.Сопоставление финала фильма и книги.Сочинение «История одной любви»22Семья и испытание (А.Алексин «Игрушка», А. Гербер «Мама, папа и я»)11Анализ сцен.Семья в экстремальной ситуации. Семья и любовь, верность, жертвенность. Роль реликвий в семье. Образ дома.Сочинение«Реликвии моей семьи», «Запахи, вещи моего дома» СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИСЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИСЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИСЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИРОДСТРАНАЯ





{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сферы ценностных отношений  Ситуации группового осмысления ценностейСитуации осмысления ценностей в диалоге со значимым другимСитуации индивидуального осмысления ценностей в диалоге с самим собой«Я – Семья»Дискуссия; игра«Конверт размышлений»; групповая работа («экспедиции», «заочные экскурсии»); «Ценностный круг» (решение ценностных дилемм)Ролевая игра («Наедине с «Великим»); встречи-диалоги со значимыми людьми; ценностный анализ литературных произведений, жизненных ситуаций известных людей; анализ афоризмов.Сочинение – эссе;сочинение – размышление; письма значимому другому; «Цена ценностей» (решение ценностных дилемм)Технологии, методы и приемы создания ситуаций ценностного самоопределения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Я – Моя семья»«Я – Родители»Групповая работа «Шкатулка» семейных ценностей»; групповая работа «Коллаж ценностей»; праздник («Секреты уюта моего дома»); групповой анализ ситуаций семейной жизни «Ценностный лабиринт»; ролевая игра («День именинника», «Моя семья»)Работа со значимыми лицами;диалог родители – ребенок по ценностному осмыслению ситуаций и проблем семейной жизни.Индивидуальное исследование («Древо моей семьи», «Что может сказать моя фамилия?»; «Потребности моей семьи», «Летописи моей семьи»); сочинение-размышление («Яркие воспоминания моего детства»; «Советы родителям в общении со мной»)«Я – Моя будущая семья»Конструирование образа будущей семьи («Наш Домострой»); ролевая игра («Проблемы молодой семьи»); групповая работа «Шкатулка» семейных ценностей»Ролевая игра («Семейные посиделки»)Конструирование образа будущей семьи («Наш Домострой»); «Мои афоризмы»; «Цена ценностей» (решение ценностных дилемм) Технология «Шкатулка» семейных ценностей современного человека» Целевые ориентиры: приобретение школьниками опыта видения ценностных основ бытия; приобретение опыта понимания ценностей другого человека;создание ситуации соотнесения учащимися собственных ценностей с ценностными системами других. Оформление и необходимые материалы: конверты, оформленные в виде шкатулок, листочки чистой бумаги, карандаши, фломастеры, магниты, особым образом оформленное место для «Банка ценностей», музыкальные записи. Этапы работы: 1 этап. «Шкатулка ценностей моей семьи». Вступительное слово учителя.2 этап. Презентация «Каждый из нас богат».3 этап. «Банк ценностей». Поясните, почему именно это вы считаете самым важным, ценным для своей семьи? Почему вы хотите поделиться этими ценностями со своими товарищами? 4 этап. «Моя шкатулка ценностей». 5 этап. Подведение и обсуждение итогов.Какие ценности семейной жизни выделены нами в ходе работы?Какие ценности положили вы себе в шкатулку? Были ли изменения?Легко ли вам было сделать свой выбор?Какие эмоциональные переживания сопровождали ваш выбор?Каково ваше отношение к тем ценностям, которые выбрали ваши товарищи?Были ли в ходе работы моменты, когда вам пришлось по иному посмотреть на привычные вещи? Какие?6 этап. Рефлексия. Форма проведения: разговор «по кругу». Технология группового анализа семейной ситуации «Семейный лабиринт» Данная технология позволяет создавать ситуации включения старших школьников в коллективный анализ и осмысление проблемных ситуаций в жизни семьи с ценностных позиций.1 этап- этап предъявления ситуации. Учащимся предъявляется семейная ситуация, содержащая определенное противоречие, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Предлагаемая ситуация может быть взята из литературных источников или являться реконструкцией событий семейной жизни отдельных учащихся, при условии сохранения анонимности ее участников.Форма представления ситуации: письменное описание, видеофрагмент, разыгрывание ролей.2 этап — этап введения дополнительного («возмущающего») фактора. В ситуацию вводится дополнительное условие и учащимся предлагается проанализировать ситуацию с учетом изменившихся условий. 3 этап — этап трансформации ситуации в ситуационную задачу. Жизненная ситуация может быть трансформирована в ситуационную задачу. Ситуационная задача включает в себя не только условия (описание ситуации и действий участников), но и вопрос (задание), на который необходимо ответить. Таким образом, учащимся предлагается найти выход из сложившихся обстоятельств. 4 этап — этап рефлексии. На этом этапе происходи отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе анализа и решения ситуационной задачи. Форма проведения — «разговор по кругу». Технология «Наш Домострой»1 этап: вводный• знакомство учащихся с «Домостроем» как памятником русской литерату-ры XVI века;• выявление и анализ с современных позиций ценностных оснований семьи, домашнего уклада; составление социально-нравственного портрета русского человека на основе анализа «Домостроя»; анализ понятий «домострой» и «домостроевщина»;• дискуссия на одну из следующих тем: «Нужны ли правила «Домостроя» сегодня?», «Устарел ли «Домострой»?Формы организации дискуссии: «дебаты», «круглый стол», «групповая проблемная работа», «аквариум». 2 этап: целеполагание и планирование:• групповое определение целей работы над созданием свода ценностей, норм,правил, на основании которых могли бы выстраиваться отношения в будущем при создании собственной семьи; определение возможного содержания, «глав», «страниц» совместного «произведения».Возможная форма организации: «стартовая беседа», групповое обсуждение, дискуссия («эстафета», «мозговой штурм», «групповая проблемная работа»»). 3 этап: основной• ролевые игры («Наедине с «Великим», «Семейные посиделки», «Проблемы молодой семьи», «День именинника», «Моя семья» и др.);• дискуссии («Что дает человеку знание его родословной?», «Можно ли своюжизнь принести в жертву любви?», «Есть ли душа у вашего дома?», «Влияют ли обстоятельства знакомства на будущую семейную жизнь?», «Брак по любви или по расчету — что надежнее?», «Нужна ли сегодня свадьба?», «Все ли дети талантливы?» и др.);• мини-исследования («Древо моей семьи», «Что может сказать моя фамилия?», «Летописи моей семьи», «Потребности моей семьи»);• написание сочинений в жанре эссе, сочинений-писем, сочинений-размышлений, сочинений-фантазий («Яркие воспоминания моего детства», «Какие традиции моей семьи я попытаюсь сохранить». «Советы родителям в общении со мной» и др.);• «заочные экскурсии», «экспедиции»;• групповой ценностный анализ ситуаций;• ценностный анализ литературных произведений, «диалоги с философами», инсценирование отрывков литературных произведений;• постановка спектаклей («В гостях у Третьякова», «Я зажгла те заветные свечи…»);• праздники («Секреты уюта моего дома», «Досуг моей семьи»);• встречи («У нас в гостях молодая семья», «У нас в гостях психолог»);• практикумы и др. Каждое дело завершается совместным обсуждением, в ходе которого определяется содержание записей в «Нашем Домострое». В «книге» могут быть предусмотрены «страницы для сомневающихся», «страницы для несогласных», «страницы вопросов». Записи могут вестись учащимися поочередно, или специальными «летописцами». Используются иллюстрации, фотографии.4 этап: анализ коллективной деятельности. Требования к педагогу:высокий уровень ценностного сознания педагога, способность педагога занять личностную позицию;демонстрация педагогом собственных ценностей; референтность педагога для большинства учащихся, положительное отношение старшеклассников к педагогу;предоставление учащимся возможности свободного выбора ценностей, целевых ориентиров поступков и поведения; толерантность педагога по отношению к иным ценностям и позициям;отказ от прямого и непосредственного оценивания ситуаций, поступков.Требования к коллективу:благоприятный социально-психологический климат в классе; наличие определенного опыта коллективной деятельности.Дополнительные условия:использование разнообразных приемов эмоционального воздействия. Конверт размышленийДаже в человеческом счастье есть что-то грустное.Мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю.Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.Пока я не любил, я тоже отлично знал, что такое любовь.Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.Спасенье надо искать только в самом себе.А.П. Чехов