Презентация по русскому языку на тему: Язык и речь. Речевая деятельность (1 курс)


Язык и речь. Речевая деятельность. Преподаватель: Карухова А.Д.ГБПОУ «ТК№34»Москва, 2015. Язык, речь и словоЯзык – речь – слово в СРЯ употребляются как синонимы, которые могут заменять друг друга в некоторых контекстах. Например, в поэзии:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречь,Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бессмертный – речь!(И. Бунин)Ржавеет золото, и истлевает сталь.Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле – печальИ долговечней – царственное слово.(А. Ахматова)Словом можно убить,Словом можно спасти,Словом можно полкиЗа собой повести.(В, Шефнер)Наш язык – слов гора алмазная,Наш язык – золотая жила…(Н. Леонтьев) Терминология.Слово – единица лексики, служит для наименования предметов, их действий, признаков, количеств и др.Язык – совокупность всех его средств, использующихся при общении людей.Речь – использование части средств языка для построения предложений (высказываний).Язык – общее; речь – частное. Виды речевой деятельности.Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности. Речь делится на внешнюю и внутреннюю.Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой. РечьУстнаяПисьменная(зафиксированная) речьчтениеговорениеслушаниеписьмоПассивная деят-тьАктивная деят-ть Речь так же бывает в форме:Монолога (1 источник)Диалога (2 источника-собеседника)Полилог (3 и более собеседников)Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д. Упражнение. Подберите подходящие антонимы к словам:Злость, господин, нерасторопность, позор, соперник, черный, прыгать, красивый, целина, гуманность, смех, атака, буря, скука, беда, вершина, тусклый, любить, суша, культура, женщина, ребенок, находка, надежда, мороз, работа, гладкий, взять, похвала.Речь — специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие. Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Принципы речевого этикета:говорить со слушателем как с равноправным, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем Признаки речевой ситуацииучастники: адресант, адресат, аудитория;предмет речи;обстоятельства: место, время, другие значимые условия;канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;код: язык, диалект, стиль;речевой жанр, например, научный доклад, беседа;событие;цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации;оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей. (слайд) Свойства красивой речиТочностьЛогичностьЧистотаВыразительностьБогатство (разнообразие)Уместность Точность.Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово».Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:1) знание предмета речи;2) знание языка, его системы, возможностей;3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Логичность.Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.Условие логичности:1) овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.Условия:1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей; знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.Для создания выразительности очень важна интонация Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи.Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д.Отсутствие ненужных повторений, использование синонимов, активный словарный запас. Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Текст 1.…Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты с ног до головы!Н.В.Гоголь «Мертвые души»  Текст 2.Память- одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы его сожмете вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, переходящей из одного поколения живых существ к следующим…Память противостоит уничтожающей силе времени. Память-преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный. Безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.Д.С.Лихачев.