Презентация «Формирование у школьников средствами урока и внеурочной деятельности ключевых образовательных компетенций согласно новых образовательных стандартов


«Формирование у школьников средствами урока и внеурочной деятельности ключевых образовательных компетенций согласно новых образовательных стандартов» Муниципальное общеобразовательное учреждение«Школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов города Донецка» Кузьменко Елена Валентиновна, учитель химии и физики. Эпиграф Ребёнок должен попасть в такуюсреду компетентностей, когда ондолжен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальнуюпланку своего развития. Актуальность вопроса: Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.  Актуальность вопроса: Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел… Б.Д. Эльконин Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Группы ключевых компетенций - 1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).2. Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).3. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).4. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).5. Работа с числами (вычисление, использование математических методов для решения практических задач).6. Организационные (координация деятельности людей для достижения общей цели).7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из различных источников и т.д.).9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие своего «Я»).10. Решение проблем (Дмитрий Иванов «Компетенции учителя»). Ключевые компетенции представляют собой различные универсальныесредства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладетькаждый член общества.3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не­определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет комплекта наработанных средств.4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе. Существенные признаки ключевых компетенций: При составлении компетентностно ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать метапредметные знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения; Для применения на уроке компетентностно ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:прикладной характер содержания темы;содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; местный материал;содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности. Работа на уроках физики ведётся в трёх направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. Можно предложить не привычный набор тем, а группы проблем: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, передний край науки, интерес к науке, ценность научного познания, ответственность по отношению к ресурсам и окружающей среде. Каждая из предложенных ситуаций рассматривается в трёх контекстах: личном, социальном (связанном с местным окружением) и глобальным (рассматриваются явления, происходящие в разных уголках мира). Предлагаемый продукт – это подборка различных заданий которые направлены на анализ и управление познавательной деятельностью, например, определение стратегии решения физической задачи, запоминание фактического материала или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике. Ряд заданий способствуют постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция и внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Зачем нужен увлажнитель воздуха? Данное задание развивает способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к нахождению информационных «шумов». Оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство для приобретения новых знаний и критического осмысления всех прочитанной информации. Прочитайте рекламу увлажнителя воздуха. Какая информация вызывает у вас доверие, что следует проверить?Организм человека почти на 80% состоит из воды, которая обеспечивает жизнедеятельность как внутренних органов, так и поверхностного слоя кожи и слизистых оболочек. Недостаток влаги чреват старением и дряблостью кожи, снижением сопротивляемости организма инфекции. Болезнетворные организмы в большей или в меньшей степени присутствуют в воздухе постоянно. Их влияние на здоровье человека ограничивается иммунной способностью организма, испытание которой начинается именно со слизистых оболочек дыхательных путей. Увлажнитель воздуха поможет оградить от болезней Вас и ваших детей. Зачем нужен увлажнитель воздуха? Рассмотрим один из факторов риска. Почему зимой воздух в помещении слишком сухой? Чем ниже температура воздуха, тем меньше он способен удерживать в себе влагу. Проветривая комнату в зимнее время, мы подаем в помещение холодный и сухой воздух с улицы. Здесь его температура повышается, но в отсутствие увлажнителя воздуха уровень влажности остается низким.Сохранность таких предметов, как мебель, паркет, музыкальные инструменты, картины, книги, также во многом зависит от влажности воздуха, недостаточный уровень которой может обернуться безвозвратным снижением ценности этих предметов. Приборы для увлажнения воздуха незаменимы в быту – они поддерживают оптимальный уровень влажности воздуха для здоровья людей и для сохранности имущества.  ГИА по физике (9 класс) ГИА по физике (9 класс) 17. Человек, пытаясь сдвинуть с места тяжелый шкаф, сильно устал. Шкаф остался стоять на месте. Совершил ли при этом человек механическую работу?А) Не совершил;Б) Совершил;В) Зависит от времени действия человека;Г) Зависит от выбора системы отсчета.18. Совершается ли механическая работа при движении тела по инерции?А) Совершается всегда;Б) Не совершается никогда;В)Совершается, если тело движется горизонтально;Г) Совершается, если тело движется вертикально.Дайте обоснованный развернутый ответ на вопрос19. Человек, двигаясь равномерно и прямолинейно, несет тяжелый чемодан. Совершает ли он механическую работу? Информационная компетностьЗадачная формулировка  Внимательно прочитайте текст параграфа. Заполните таблицу2. Ответьте на вопросы:1) Можно ли открытый сосуд наполнить газом наполовину?2)Назовите свойство твердых тел, отличающие их от жидкостей и газов?3)Изменится ли объем жидкости после того, как ее перелили из стакана в кувшин,  в чашку? № Состояние вещества Расположение молекул Движение молекул Взаимодействие молекул Свойства 1 Твердое сотояние   2 Жидкое состояние   3 Газообразное состояние   Модельный ответ № Состояние вещества Расположение молекул Движение молекул Взаимодействие молекул Свойства 1 Твердое состояние В определенном порядке, в виде кристаллической решетки, на близком расстоянии Около положения равновесия Сильное притяжение и отталкивание Сохраняет объем и форму 2 Жидкое состояние Беспорядочно, расстояние больше, чем в твердых телах Беспорядочно Притяжение и отталкивание Сохраняют объем, но меняют форму, текучесть 3 Газообразное состояние Беспорядочно, на больших расстояниях Беспорядочно, разлетаются в разные стороны Слабое притяжение и нет отталкивания Не имеют формы и объема 1) Нет,  молекулы газа занимают весь предоставленный объем, так как молекулы газа находятся на больших расстояниях и между ними нет сил притяжения.2) Твердые тела сохраняют форму.3) Не изменится, так как жидкости сохраняют объем, но форма изменится. Задачная формулировка. № Метод или прибор На чем основано действие Рабочее вещество Применение 1 Метод фотоэмульсии  2 Счетчик Гейгера  3 Камера Вильсона  4 Пузырьковая камера    1. Внимательно прочитайте текст параграфа. Заполните таблицу. № Метод или прибор На чем основано действие Рабочее вещество Применение 1 Метод фотоэмульсии  Ионизации атомов брома заряженной частицей Фотоэмульсия, покрытая бромидом серебра По толщине и длине трека определяют энергию, массу и заряд 2 Счетчик Гейгера  Ионизации атомов смеси при столкновении с проникающими частицами Газовая смесь метилового спирта и аргона Регистрирует α – и β- частицы и высокоэнергетические γ- кванты 3 Камера Вильсона  Конденсации перенасыщенного пара при взаимодействии с заряженной частицей Насыщенные пары спирта или воды По треку: чем больше заряд, тем меньше масса час, тем больше кривизна траектории. По радиусу кривизны траектории и известной скорости движения определяют удельный заряд.  Чем толще трек, тем больше заряд частицы. 4 Пузырьковая камера  Конденсации перегретой жидкости Перегретая жидкость (пропан, жидкий водород, дейтерий ) Регистрирует частицы с большой энергией, по треку изучаются свойства частицы как в камере Вильсона. Задача 1 (шуточная) Баба Яга гналась за Иванушкой дурачком 30 мин на ступе со скоростью 90 км/ч, потом бежала 5 км по лесу со скоростью 15 км/ч. Найдите среднюю скорость движения Бабы Яги.  Решение Задача 2 (актуальная) Автомобиль двигался до блокпоста 15 минут со скоростью 60 км/ч, затем стоял в течение 7 часов, а потом добирался до места назначения еще 2 ч 45 минут со скоростью 100 км/ч. Определите среднюю скорость движения автомобиля. Решение Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока.Например: все вещества состоят из частиц; в жидкости и газе существует выталкивающая сила; кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления; ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности. Кроссворд по теме «механика» (Дебелая Кристина, 9-И) 2 4 1 1 3 5 2 3 4 5 6 По горизонтали: 1. Явление, при котором тело стремится сохранить свое первоначальное состояние. 2.Изменнение скорости в единицу времени 3.Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. 4.Длина траектории, пройденная телом за данное время движения. 5.Линия, по которой движется тело. 6.Прибор, который показывает мгновенную скорость По вертикали: 1.Физическая величина, которая показывает какой путь проходит тело за единицу времени. 2.Раздел физики , наука, изучающая движение материальных тел и взаимодействие между ними. 3.Направленный отрезок прямой, который соединяет начало движения и конец движения. 4.Учёный, один из создателей классической физики, механик. 5.Единица измерения принята в СИ для измерения пути в качестве основной. Кроссворд по теме «механика» (Дебелая Кристина, 9-И) 2 м 4 1 и н е р ц и я н 1 х 3 ь с а п ю 5 у с к о р е н и е т м о и 3 р а в н о м е р н о е р к е н т о а м р с е п у т ь щ ь 5 т р а е к т о р и я н 6 с п и д о м е т р е Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что…  Внеурочная деятельность Участие в интеллектуальных играх, Участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня,Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе,Работа в предметных секциях в рамках профильного лагеря, где дети получают возможность не только полноценно отдохнуть в каникулярное время, но и повысить свой интеллектуальный уровень. Избрав тему исследования, учащиеся объединяются в творческие группы и занимаются углубленным изучением предмета методом проектов («Почему стучат колеса вагонов?», «Будущее автомобилей», «Волшебные свойства воды», «Измерение линейных размеров и площадей малых тел» и т.д.) Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Советы по формированию ключевых образовательных компетенций Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов: умению умению умению действовать быть жить