Презентация по русскому языку, 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. МБОУ «СОШ№1» п. Пуровск Калиниченко Лариса Анатольевна Синтаксическая разминка. Поставьте знаки препинания.Объясните.Ветры сушили обнажали опечаливали землю.Ветры сушили и опечаливали землю.Много веков сушили эту землю ветры и калило солнце.Сушили эту землю ветры и калило солнце пока она не стала такой твердой.Эту землю сушили ветры и когда наступало лето калило солнце.Эту землю сушили ветры и когда наступало лето то калило солнце. Проверь себя!Ветры сушили, обнажали, опечаливали землю.Ветры сушили и опечаливали землю.Много веков сушили эту землю ветры и калило солнце.Сушили эту землю ветры и калило солнце, пока она не стала такой твердой.Эту землю сушили ветры, и, когда наступало лето, калило солнце.Эту землю сушили ветры, и когда наступало лето, то калило солнце Проблемная ситуация1. В доме отключили электричество дочитать роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита» не удалось.2. Дочитать роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита» не удалось в доме отключили электричество . Двоеточие Вам известно, что между частями БСП может стоять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Прошлый урок был посвящён первым двум знакам, а на этом уроке мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Выбор знака зависит от значения частей предложения. Существует 3 случая, когда между частями БСП необходимо поставить двоеточие.Стр.136 учебник. Работа в парах Двоеточие.Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки.Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО):Погода была ужасная: дождь лил как из ведра.Вторая часть имеет значение дополнения:Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. Подумайте, в каких смысловых отношениях находятся части БСП.Какие знаки препинания вы поставили бы между частями? Почему?Ветер стих ? небо прояснилось? птицы запели.Над рекой ещё висел туман ? Воздух был влажен и свеж.Прошла неделя, месяц ? он (Евгений) к себе домой не возвращался. 1.Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении:Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила.а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.б)Вторая часть БСП указывает на следствие того,о чём говорится в первой части.в) Обобщающее слово стоит после однородныхчленов предложения.Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрываетсодержание того, о чём говорится в первой части. 2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.а)Вторая часть БСП указывает на причину того, очём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того,о чём говорится в первой части .в) Первая часть БСП указывает на времясовершения того, о чём говорится в первой части. 3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать Звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, показывающую особенности мелодики.а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части . б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения . В) Вторая часть БСП указывает на результат того, очём говорится в первой части.г) Вторая часть БСП противопоставляется содержанию первой части.