Презентация к уроку литературного чтения на тему «В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки (5 класс)


Жуковский Василий Андреевич Состязание между друзьями-поэтами. «Сказка о царе Берендее» и «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?Чему учит сказка?Вопросы К какому виду можно отнести сказку и почему?Определить зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники?Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»; «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись».Исследование Особенности сказкиНародная сказка:композиция (зачин, концовка),типичные герои,устойчивые выражения,идея – добро побеждает зло,Литературная сказка:есть автор,поэтическая форма,рак-пророк, 12 колдунья,литературные описания, шутливый тон,более разнообразные приключения Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой).Домашнее задание