Совершенствование содержания организационных форм и методов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС


Совершенствование содержания организационных форм и методов образовательного процесса в условиях внедрения и реализацииФГОС 3.Методы организации учебного процесса 1. ФГОС 2. Формы организации учебного процесса

Какие формы и методы используют для построения уроков в контексте ФГОС?
 — это формат, в котором построен весь урок.    — это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение ими образовательных целей. — это составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. .Форма урокаМетод Прием 


Типы уроков по ФГОС «Урок усвоения новых знаний".«Урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".«Урок актуализации знания и умений (урок-повторение).«Урок обобщения и систематизации".«Урок контрольного учета и оценки ЗУН".«Урок коррекции ЗУН".«Комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения. Классификация форм уроковУроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.Интегрированные уроки.Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.Классификация методовПассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Активные (АМО):учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.Интерактивные: (ИМО)


Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала. Активные методы обучения обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода. Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. Выбор метода зависит от многих условий:цели обучения;уровня подготовленности учащихся;возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности школы;теоретической и практической подготовленности учителя. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля Виды деятельностиигроваяисследовательскаяпроектнаярефлексивнаяконтрольно-оценочнаятворческая практическая Формы деятельности групповаяпарнаяиндивидуальнаяфронтальная Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходеМотивация к учебной деятельности.Актуализация и пробное учебное действие.Выявление места и причины затруднения.Построение проекта выхода из затруднения.Реализация построенного проекта.Первичное закрепление учебного действия.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Включение в систему знаний и повторение.Рефлексия учебной деятельности. Этап 1 МОТИВАЦИИОсновной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Для реализации этой цели необходимо:1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу"). Приёмы"Побуждение""Психологический тренинг""Фантастическая добавка""Удивляй""Привлекательная цель""Отсроченная отгадка""Проблемная ситуация""Театрализация""Рифмованное начало уроков""Эпиграф к уроку""Оратор""Фантазёр""Индуктор""Ассоциативный ряд" Этап  2АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯЦелью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном урокезафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Приёмы"Столкновение противоречий""Вопросы, требующие установления сходства и различия.""Вопросы по установлению причинно–следственных связей.""Вопрос к тексту""Лови ошибку""Перевод «с русского на русский»""Мозговой штурм""Почини цепочку""Да-нетка""Инсерт""Практичность теории""Пресс - конференция""Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам""Сравнение""Информационная карта урока"