Современные средства оценивания результатов ООП ООО


Современные средства оценивания результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования»Пояснительная записка к ФГОС Основные цели оценочной деятельности Проблема оценивания в российской школе Необъективность оценки: отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группахсубъективность оценки использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию. ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО,обеспечение эффективной обратной связи,  управление образовательным процессом Кто оценивает? Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание Особенности системы оценки комплексный подход к оценке результатов образованияоценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Внешняяосуществляется внешними по отношению к школе службамиНа старте (начало 5 класса)Аккредитация ОУГИА -9 Внутренняяосуществляется самойшколой – обучающимися,педагогами, администрациейСтартовое оцениваниеТекущее оценивание Годовое оцениваниеРубежное оценивание Стартовая Текущая Рубежная Годовая тематическая четвертная полугодовая Техники фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников ПортфолиоДневник достижений Дневник-отчетДневник-самооценкаТворческая книжка школьникаТетрадь-паспортКарта достиженийМатрица учебных достиженийПубличный отчет / открытый экзаменИндивидуальная образовательная траекторияПапка индивидуального планированияПроект Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могутиспользоваться адаптированные диагностические методики . (А.Г. Асмолов) портфолио комплексные контрольные работы проект исследовательская работа Количество их должно быть оптимальным.Каждый обучающийся может быть минимально включен в проектную деятельность как групповую, так и индивидуальную. Проекты учитель вправе разрабатывать самостоятельно, а также использовать проекты, рекомендованные методистами и авторами учебников соответствующего учебно-методического комплекта. Количество обязательных проектов определяется школьным положением о промежуточной аттестации*.  * локальные акты конкретного образовательного учреждения Портфолио предназначен для: объективного фиксирования и рефлексивного оценивания индивидуальных достижений;документального подтверждения индивидуальных достижений.Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия ученика не допускается Портфолио как форма оценки предполагает: смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то что он знает и умеет по данной теме и предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку оценка динамики учебных достижений обучающихся Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно). Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах.Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результатаКритериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. Прогностическая и рефлексивная (ретроспективная ) самооценка Создание учебных ситуаций по формированию прогностической и рефлексивной самооценки оптимально на заключительном этапе формирования уменийПрогностическая – перед выполнением заданияРетроспективная - после самопроверки на основе образца или проверки учителя Система оценивания строится на основе следующих общих принципов: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику 2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты 3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка 6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке Система оценивания, направленная на получение информации, позволяет: учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной самооценке БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ К ТЕМЕ.