Презентация к уроку Чудо милосердия (по рассказу А.И.Куприна Чудо милосердия)


Одиннадцатое февраляКлассная работаТема урока:«Чудо милосердия» (по рассказу А.И. Куприна«Чудесный доктор»).Подготовила и провела:Шичкина Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Вышинская СОШ» ЦЕЛИ:1. РАЗОБРАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ ПРОЧИТАННОГО.2. ПОНЯТЬ АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ.3. ОЦЕНИТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ.4. ОБЪЯСНИТЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. «Чудесный доктор»1897 г. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова).(Милое сердце) Чудо – это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Синонимы:МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО, СОСТРАДАНИЕ, ГУМАНИЗМ Герои рассказа — двое ребят из семьи Мерцаловых. Всё это происходит в канун Нового года — время, когда происходят чудеса.

Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Ожидают ли чудо Володя и Гриша? прекрасныесияющиепраздничныенарядныевесёлый


мрачныенеосвещённые ветхий грязный

Герои возвращаются с нарядных улиц домой — в подвал. Автор противопоставляет два мира, существующих в одно время и в одном месте. Это и есть основная проблема рассказа.

«Все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».

Жизненные испытания любого, даже сильного человека, могут привести к отчаянию. На фоне необыкновенной красоты, тишины, спокойствия — терзания души, мысль о самоубийстве.
Как важно в трудную минуту, пусть даже случайно, сделать добро. Доктор не оставляет героя.

Люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. «Вот ещё пустяки выдумали!..»

Милосердие, добро и помощь бескорыстно — вот о каком чуде пишет Александр Куприн. Писатель Александр Куприн поднимает вопрос о добре и зле. Писатель снова использует приём контраста, чтобы показать тревогу, терзания героя. Через некоторое время Мерцалов нашёл работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Н.И. ПироговПрототипом доктора в рассказе «Чудесный доктор» является реальный человек — русский хирург Николай Иванович Пирогов. Николай Иванович Пирогов(1810-1881г.) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму( 1853-1856г.) Позднее это движение оформилось в Российской общество попечения о раненых и больных. В 1879 году переименовали в Российское общество Красного Креста. Н.И. ПироговПирогов — спаситель душ. Доктору в рассказе Куприн противопоставляет швейцара, который отталкивает нуждающегося человека. 4. Словарная работа.Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек.)Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу. Просто чудо совершил этот святой человек. Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» 1)Автор рассказа «Чудесный доктор»?А)А.И.Куприн.Б)А.Т.Аверченко.В)А.С.Пушкин.2) Мерцаловы жили в подземельеА)2 года.Б)Более года.В)3 года.3)Оба мальчика давно успели привыкнуть кА) крысам и мышам в подземелье.Б) сырости в подземелье.В)закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс- настоящему запаху нищеты. 4)Двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись….(Продолжи фразу)А)Неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.Б)Смеялись над увиденном за стеклом.В)Хохотали над своим отражением.5)Город ,в котором происходило действие рассказа.А)Киев.Б)Москва.В)Минск.6)Этот рассказ плоды воображения автора или реальное событие?А)Плоды воображения автора.Б)Реальное событие. В)Наполовину реальное событие. 7)Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:….?А)”Доктор! Доктор, постойте!... Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!”Б)”Постойте, подождите!..”В)”Доктор! Остановитесь, постойте!...”8) Сюрприз,который ожидал Мерцалова по возвращениюА) билеты в Москву.Б) несколько мелких купюр.В) несколько крупных кредитных билетов. 9)Мерцалов на три рубля, полученные от доктора, купилА)Чаю, сахару, булок и достал в ближайшем трактире горячей пищи.Б)Много еды.В)Чаю и горячей пищи.10) Мерцалов былА)Весёлым и задорным человеком.Б)Кротким и робким человеком.В)Кротким и застенчивым человеком. ОТВЕТЫ.1)А.2)Б.3)В.4)А.5)А.6)Б.7)А.8)В.9)А.10)В. Только искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но встречается оно так редко, что считается чудом. Мы должны быть благодарны Куприну за всё: за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…Константин Паустовский «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-либо добрым поступком, какой-либо победой над собой или приобретенным знанием». Джон Рескин (1819-1900 г., английский теоретик искусства, публицист) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». Альберт Швейцер (1875-1965г., немецко-французский мыслитель, врач, музыковед)«Люди, у которых свое горе, умеют утешать других». Марк Твен( 1835-1910г., американский писатель) IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами:1. Быть «чудесным доктором» – это значит...2. Чудо – это...3. А главное – ...4. Милосердие я понимаю так...5. Рассказ заставил меня задуматься...6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...8. Актуальность рассказа заключается в том, что...9. Я благодарна А. И. Куприну... Домашнее задание.1. Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):1) «Рецепт профессора Пирогова»; 2) «Рассказ заставил меня задуматься»;3)«Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом».2. Прочитать повесть А. С. Грина «Алые паруса», подготовить выразительное чтение повести.