Презентация Повышение эффективности урока как результат применения современных методов обучения и современных технологий


Повышение эффективности урока как результат применения современных методов обучения и современных технологий. Щербакова Любовь Михайловна, учитель начальных классов первой категории МБОУ ООШ №138 Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.Конаржевский Ю.А.   В условиях построения образовательного процесса именно урок занимает важнейшее место На уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.   Новые требования к современному образованию побуждают к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.        Для повышения эффективности урока  я применяю следующие современные технологии: Технология проблемного обучения Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей проблем.Использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Проблемное обучение учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Создание проблемной ситуации. Русский язык.2 класс. Тема: «Местоимение» Дети получают задание. Прочитайте слова и распределите их по группам. Синий, самокат, крутится, якорь, собака, учится, вы, красный, они, сильный, карандаш, гуляет, я.Все ли слова выписали?(Нет)Почему не смогли выписать все слова?(Так как некоторые слова она, вы, они, я нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи)На какой же вопрос нам предстоит ответить? (Какой частью речи являются эти слова?)Какие есть предположения?(Дети испытывают затруднение)Как же определить, какой частью речи являются эти слова?(Можно прочитать в учебнике) Откройте учебник на с.101 и прочитайте правило сначала про себя, а затем вслух. Информационно-коммуникативные технологии С оснащением школ интерактивным оборудованием я стала изучать и активно внедрять в свою работу информационно-коммуникативные технологии. Благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Использую информационные технологии  на любом этапе урока, будь то актуализация, введение новых знаний или контроль, а также во внеклассной работе. Активно применяю уже готовые обучающие компьютерные программы, так и создаю собственные презентации. Одним из основных направлений применения ИКТ в моей практике - это использование материалов электронных пособий по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». Аудиоприложение «Литературное чтение» использую на этапе первичного восприятия литературного произведения и на этапе обучения выразительному чтению (после анализа произведения) Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;обеспечивает наглядность;привлекает большое количество дидактического материала;повышает объём выполняемой работы в 1,5 раза;обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.Применение ИКТ:расширяет возможность самостоятельной деятельности;формирует навык исследовательской деятельности;обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;способствует повышению качества образования. Русский язык. 2 класс. «Местоимение» (интерактивная игра ) Распредели мешочки по корзинамНовый, велосипед, катится, руль, колесо, проехал, вы, круглый, они, быстрый, она, поездка, обгонять, я. Русский язык. 2 класс. «Местоимение» . Тест по теме «Местоимение» 1.Местоимение – это …А) часть речиБ) часть слова2.Местоимение… А) называет предмет Б) указывает на предмет 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимениеА) Из леса доносилось пение птиц. Б)  Ранним утром мы отправились на рыбалку. 4. Найди лишнее: А) я Б) он В) мы Г) мышь Здоровьесберегающие технологии На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха,  дыхательную  гимнастику.   Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю формировать на уроке у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни. Читая произведения по теме «Люблю природу русскую» я учу детей воспринимать природу, как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья. На уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод, рассказываю детям о том, что употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями.На уроках русского языка для минутки чистописания использую пословицы и поговорки о здоровье. Например: Болен – лечись, а здоров –берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду. Русский язык. 2 класс. Тема:«Местоимение» Русский язык. 2 класс. «Местоимение» Использую на уроке офтальмотренажёр «Береги зрение», провожу подвижную музыкальную физминутку. Русский язык. 2 класс. «Местоимение»Электронная музыкальная физминутка Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения».    В конце урока предлагаю выбрать смайлик снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Коммуникативные технологии- (поиск контактов и сотрудничества, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективной работе) Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии.Данную технологию применяю как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах(при проверке раннее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле)При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в паре, групповую работу ( в малых группах ) . Что такое местоимение? Прочитайте правило на с.101Работа в парах. Читают и рассказывают правило друг другу. В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы он, она, оно, они. Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Местоимение – это часть речи. _ МЕСТОИМЕНИЕ_    Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они–указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Выписывают из определения местоимения, заполняют схему, используют в дальнейшей работе в качестве памятки. Местоимение -часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я, мы -- указывают на говорящего.Ты, вы – указывают на собеседника.Он, она, оно, они–указывают на того, о ком говорят, или на то, о чёмговорят.  С.101 Упр.172 Работа в парах. Выпиши из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их Технология проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике  использую предметные, межпредметные проекты. В рамках реализации программы «Школа –цветущий сад» выполнены проекты «Зелёный двор», «Цветы для клумбы. Выращивание декоративной пальмы (клещевины)», «Кормушка» и др. Проект «Цветы для клумбы Выращивание декоративной пальмы(клещевины)» Проект « Зелёный двор» Проект «Кормушка» Проект«Животные Красной книги» Проект « Семейное древо» Проект «Профессии» «Узоры на посуде» Письмо Деду Морозу. Проект «Моя любимая мама» «Убранство избы» Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Технология уровневой дифференциации На уроках использую разные способы дифференциации заданий:по уровню творчества по уровню трудности по объёму учебного материала по степени самостоятельностиПоказатель эффективности реализации:Повышается уровень мотивации учения.Каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей.Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам Карточка №1 Подчеркни местоимения. Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки. Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь во втором классе. Карточка №2 Вставь в предложения местоимения. _____ рисую елочку, а ____ что будешь рисовать? Завтра ____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ____ улетают? Завтра _____ пойду в лес.Карточка №3 Вставь в предложения местоимения . ______ рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ______ улетают? Завтра _____ пойду в лес. _____ очень старались на уроке. ____ учусь во втором классе. Выбери любые два предложения и распространи их второстепенными членами. Я пою. Они поют. Мы поём. ____________________________________________________________________________________________________________ 18.04.14 Домашнее задание. Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.  Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.  Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения. Технология использования игр и игровых форм организации учебной деятельности Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использую следующие виды игровой деятельности: короткие игры использую для усвоения конкретного правила, отработки навыка и т. д. (применяю на этапе введения, объяснения, закрепления, контроля ) «Дополни слово», «Соедини половинки слов», «Найди слово в слове», «Эстафета», «Найди пару» (подобрать синонимы к словам) , «Аукцион»(подобрать как можно больше слов по схеме)и т.д.игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры: урок-игра, урок-КВН, урок –путешествие, урок -сказка) Например: «Путешествие в страну Глаголию»Сюжетно-ролевые игры ( разыгрывание ролей, имитация профессиональной деятельности и т.д.) Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения процесс – воображение. Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?На что указывает слово он? (терем)Кто себя называет словом я?(мышка, лягушка)Вместо каких имён существительных употребляется слово они? (мышка, лягушка)Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. Какой частью речи являются слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ? -Что такое местоимение? Разыграйте сценку разговора сказочных героев. Игра « Узнай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимения)Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все: и я, и ты-Если мы сорвём цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты…И не будет красоты.Если только я и ты-Если мы сорвём цветы.Т.Собакин Технология работы с портфолио Технология Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех. Портфолио включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.) РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО Результативность применения современных технологий: повышение мотивации к обучению, познавательной активности; положительная динамика качества знаний (по результатам диагностических работ); 100% обученность по всем предметам; повышение результативности участия и победы в школьных, районных, городских и всероссийских олимпиадах, конкурсах. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и следовательно, повышается качество знаний по предмету. Спасибо за внимание!