Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении басен в 4-6 классах.


Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в 4 – 6 классах при изучении басен. Учитель русского языка и литературы Чайка С.В. Санкт-Петербург, 2014 год Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Тема проекта: «Великие баснописцы. Басни И.А.Крылова». Тип проекта: информационно-исследовательский. Категория учащихся – 4-6 классы. Предметная область – литература. Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной, социально-адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности. Задачи проекта: воспитание вдумчивого читателя; развитие личностных качеств; развитие творческого потенциала ученика; формирование коммуникативной среды; формирование исследовательской позиции. Формы работы: урок-экскурсияурок-праздникучастие в конкурсахнаписание рефератовурок познания в школьной библиотекеинсценировки басенизготовление персонажей басен из папье-маше и материала ДСП. Прогнозируемый результат: возникновение интереса к литературе, искусству словаприобретение навыков самостоятельного анализа художественного произведенияумение работать с информационными источникамиумение выражать свою мысльповышение самооценки. Условия успешности проектной деятельности: личный интерес учащихсяумелое руководство учителем проектной работойчеткие цели и задачи проектаопределение планируемых результатовконстатация получаемых результатов. Принцип «расширяющего множества» 4 классПервоначальные представления о басенном жанре;определение жанра произведения (тема басни, композиция басни, освоение басенных аллегорий);знакомство с баснописцами. 5 классНахождение в тексте художественных средств (эпитеты, сравнения, метафоры);анализ поступков героев с позиции нравственно-этических норм. 6 классОбсуждение поступков героев в сопоставлении с фактами из разных произведений и из жизни;нравственно-эстетическое осмысление мира баснописцев и их произведений;литературное произведение на основе изучения басен;самостоятельное прочтение басен. Этапы учебного проекта Подготовительный (поисково-исследовательский): определение цели и задач проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов;сбор информации, работа с литературными образцами; планирование проектной деятельности.2. Технологический:распределение ролей;выполнение запланированных тренировочных упражнений и заданий ;практическое выполнение проекта;создание иллюстративного материала для текстов басен и т.д. 3. Заключительный:оценка качества реализации проекта;анализ результатов выполнения своей работы и работ других участников проекта (самооценка и взаимооценка работ своих участников проекта). Пошаговая разработка учебного проекта I. Cотрудничество со школьной библиотекой . Эзоп – полуисторический, полумифический персонаж. Он первый автор басен. Полуисторический, полумифический – нет точных сведений о том, существовал ли Эзоп на самом деле. Кто-то думает, что это реальный человек, а кто-то, что это вымышленный персонаж. Очень мало информации дошло об Эзопе до наших дней. Он жил в VI веке до нашей эры в Древней Греции. Родился он в неволе, был рабом. До нашей эры – очень давно.Неволя – не свобода.Раб – не свободный человек, который подчиняется своему господину (хозяину). Потом замечательный баснописец после долгих страданий получил вольную и стал свободным человеком.Но жизнь его закончилась печально. Жители города Дельфы убили его. Вольная – документ об освобождении раба от хозяина Жан де Лафонтен – знаменитый французский баснописец. II.Изучение басен на уроках литературы: Урок-путешествие. Автор басен любил появляться в обществе. Главными в его жизни были развлечение и отдых. Появляться в обществе – посещать различные мероприятия Позже талантливый поэт начал писать басни. Идеи своих басен он заимствовал у древнего автора Эзопа. В отличие от Эзопа свои басни писал в стихотворной форме. Заимствовал – брал за основу Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, поэт, переводчик, академик. Переводчик – человек, который занимается переводами с одного языка на другойАкадемик – ученый человек, научный работник Крылов решил попробовать себя в качестве писателя. Его первые пьесы не пользовались популярностью и вызывали неудовольствие у императрицы Екатерины II. Попробовать себя в качестве писателя – решил стать писателем Пользовались популярностью – пользовались успехомВызывали неудовольствие – не нравилисьИмператрица – королева Годы правления Екатерины II Великой считаются золотым веком Российской Империи. Она родилась в Пруссии, затем вышла замуж за Петра III. После его смерти взошла на престол. Императрица занималась просвещением, совершила перевороты и провела множество реформ. К концу жизни к Крылову очень благосклонно относилась власть, он имел высокий статус и большой доход.От этого он стал лентяем, неряхой и обжорой. Все воспринимали его как умного добродушного чудака.Умер в возрасте 75 лет в Санкт-Петербурге от болезни. Благосклонно – доброжелательноВысокий статус – хорошая должность на работеБольшой доход – высокая зарплатаНеряха (неряшливый человек) – небрежный человекЛентяй – ленивый человекОбжора – человек, который очень много естЧудак – человек со странностями Прием ТРКМ «Кластер» баснописцы Эзоп Лафонтен Крылов раб первый вызывает жалость Греция писал в прозе француз легкомыс-ленный талант светскийчеловек басни в стихах чудак обжора поэт гений «дедушка» Прием ТРКМ «Верно – неверно» Вопросы верно неверно Эзоп жил в Древнем Риме в VI в. до н.э.? неверно Верно ли, что Эзоп был рабом, а потом хозяин его освободил ? верно Лафонтен заимствовал сюжеты своих басен у И.А.Крылова? неверно Жан-де-Лафонтен был легкомысленным и несерьезным человеком? верно Так ли это, что в народе И.А.Крылова называли «дедушкой»? верно И.А.Крылов написал менее 200 (двухсот) басен? неверно Рефераты учащихся Словарная работа Грамматико-стилистические упражнения: 1. Объяснить лексическое значение слов – пленять, лесть, вещуньина. 2. Заменить словосочетания точными фразами из басен – смотрит пристально, не отрываясь; каркнула очень громко; нашла случайно, без труда. 3. Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия Вороны? Лисицы? (взгромоздясь, призадумалась, говорит сладко, с вороны глаз не сводит). 4. Прочитать отрывки из текстов басен и передать содержание тремя простыми предложениями. 5. Подобрать пословицы к басням. 6. Какие «крылатые выражения» из басен стали народными. Сравнительная характеристика героев басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Ворона Лисица неуклю- жая глупая тщеслав- ная просто- филя не имеетсвоегомнения умеетдобиватьсяцели умна коварная плутовка льстивая Тонкие вопросы Ответ Толстые вопросы Ответ Крылов сравнивает Ворону с лебедем? Как вы думаете, правильно ли поступил Муравей, отказав Стрекозе в помощи? А как бы вы поступили на месте Муравья? Лисица остановилась, потому что почуяла запах курицы? Подумайте и скажите, почему музыкантам из басни «Квартет» так и не удалось сыграть свою музыку? Квартет – это ансамбль из 4-х музыкантов? Ответьте, почему Лисица достигла своей цели? Был ли альт в ансамбле героев басни «Квартет»? Вы согласны с тем, что И.А.Крылов сочинял свои басни для того, чтобы люди были умнее, добрее, честнее и искреннее? Стрекоза резвилась всю осень? Во всех ли баснях мораль находится в начале произведения?Подтверди свой ответ. Прием ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы» Рисунки учащихся к басне «Квартет» Литературная игра «Все о баснях». Изготовление персонажей из папье-маше к басне «Ворона и Лисица»