Презентация по физической культуре на тему: Использование физкультурно — оздоровительных технологий в физическом воспитании школьников.


Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе.Использование физкультурно - оздоровительных технологий в физическом воспитании школьников.Учитель физической культуры МБОУСОШ 12 Вырыпаева М.В.г.о. Спасск-Дальний Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе. В младший школьный период у учащихся формируются основы психического и физического здоровья, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях школы и семьи. Осанка – привычное положение тела человека, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки. Как свойство развивающегося организма, осанка не является статистическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в школьном возрасте, когда осанка ещё только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не является заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно – двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно – рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. К типичным видам нарушения осанки относятся: сколиоз , сутулость, впалая грудь и другие. Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Провела исследование по выявлению дефектов осанки у учащихся 1 – 4 классов. Степень нарушения осанки я определила при помощи плечевого индекса (Приложение №1). В результате исследований установила, что к четвёртому классу наблюдаются значительные ухудшения осанки учащихся. Это связано с неправильной позой детей во время занятий, отсутствием ростовой мебели, ношением тяжелых ранцев и портфелей в начальной школе, недостаточной двигательной активностью. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям «формирующего» возраста можно. Проблема : ухудшение осанки учащихся.Цель : формирование правильной осанки младших школьников средствами физической культуры.Задачи:Сформировать навык правильной осанки.Сформировать мышечный корсет. Способствовать выработке силовой и общей выносливости мышц туловища.Сформировать навыки правильного дыхания.Скорректировать функциональные отклонения со стороны опорно – двигательного аппарата.Способствовать овладению учениками навыков целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Реализация данной цели возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.Принцип сознательности и активности. Он предусматривает отчётливое понимание и сознательное усвоение учениками учебного материала, направлен на осознание значимости проводимых физических упражнений в укреплении здоровья и перенос их в свою повседневную жизнь.Принцип доступности. Он опирается на учет индивидуальных особенностей учащихся, состояния здоровья. Физическую подготовленность. Он означает непрерывное усложнение упражнений и их возможность выполнения каждым учеником.Принцип систематичности и последовательности означает последовательное и регулярное прохождение учебного материала с таким расчётом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов.Принцип наглядности обеспечивает наиболее полное представление об упражнении, что позволяет быстро осваивать технику упражнений.Принцип прочности предусматривает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранения высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени. Достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке. Сегодня очень важно научить ребенка быть здоровым, создать условия для сохранения, укрепления и развития физического здоровья, способствовать формированию у него сознательной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Достигается это через здоровье сберегающее обучение, активизацию физического развития. Укреплению физического здоровья содействуют дополнительные уроки физической культуры. Третий урок физкультуры позволяет овладеть младшим школьникам комплексами для профилактики и коррекции нарушений осанки, основами дыхательной гимнастики, играми и упражнениями для формирования основных двигательных качеств, знаниями по основам оздоровительной и развивающей физической культуры. При планировании такого урока большую часть времени (30%) отвожу на занятия с применением оздоровительной физической культуры. Таким образом, один урок в неделю носит непосредственно здоровье сберегающую направленность. Главным условием проявления личностных способностей я считаю применение личностно – ориентированного подхода, при этом учитываю состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. На уроках помогаю каждому ученику осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья. На уроке активно работают и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивают выполнение заданий. Личностно – ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств. Технология уровневой дифференциации обучения: уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. На уроках применяю элементы игровых технологий, что позволяет укрепить мотивацию, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически. Планируя проведение урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, в первую очередь учитываю состояние здоровья, пол, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся. Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект. Основными в подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др); беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами); дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики). Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой , например, игра “Самолетик”.Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:1) “Тук-тук” – проверяют колёса2) “Сы-сы” – накачивают колёса3) “Джик-джик” – открывают бак4) “Буль-буль” – наливают бензин5) “Джик-джик” – закрывают бак6) Глубокий выдох – протирают стекло7) “Др-др” – заводят мотор8) “У-у-у” – расправляют крылья и летят Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы оздоровительной гимнастики: с предметами (с гимнастической палкой, мячами); в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах); в положении стоя (у гимнастической стенки). Предлагаемые упражнения направлены на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия.В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание. Основными средствами проведения уроков являются физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Физические упражнения бывают общеразвивающие, специальные и дыхательные. Общеразвивающие упражнения используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка . Что предупреждает формирование неправильной осанки. Коррегирующие, или специальные упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спмны и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная работа помогает учесть возрастные и психологические возможности каждого ученика. Под индивидуальной работой понимаю организацию двигательного режима учащихся, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребёнка. Фронтальная форма работы позволяет обеспечить одновременное руководство всеми учащимися при выполнении упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки, систематическим повторением и закреплением умений и навыков. Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений. Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учениками и это принципиально меняет в их глазах смысл и значение физических упражнений. Сочетание различных форм работы позволяет сформировать навык правильной осанки, создать условия для профилактики и коррекции нарушений осанки каждого ребёнка, прививает любовь к своему здоровью. Методы обучения Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит от состояния здоровья, возраста и физической подготовленности учащихся. Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания: словесные, наглядные и практические. Словесные методы обучения направлены на использование слова как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечаний.На своих уроках я применяю методические приемы, которые усиливают словесные методы:СравнениеОстановка в объясненииИзменение громкости слов (нарастание и убывание силы звука)Сочетание слов с мимикойСочетание слов с жестамиТональность Наглядные методы обучения: обычный показ упражнения, использование наглядных пособий, технических средств обучения, помогают сделать восприятие физических упражнений более доступным. Методы выполнения физических упражнений: поточный, поочередный и одновременный. Поточный метод предусматривает выполнение упражнений непрерывно одно за другим в виде комплекса. Одновременный метод применяю при обучении физическим упражнениям, чтобы одновременно выполняло как можно большее число школьников. При ознакомлении с новым упражнением использую поочередный метод, провожу его с несколькими учениками в порядке очереди.Практические методы обучения играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств. Достигаю при помощи многократного повторения упражнений с постепенным усложнением и повышением нагрузки.Игровой и соревновательный метод. Подвижные игры подбираю так, чтобы дети применяли приобретенные на уроке умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных упражнений и совершенствованию изученных движений. С помощью игрового метода создаю радостную атмосферу общения, пробуждаю у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. Игра учит принимать самостоятельные решения.Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Соревнование как метод я применяю после того, как у учащихся образовался некоторый навык при выполнении упражнения. Отдельное внимание уделяю объему и сложности физических упражнений, задаваемых на дом. Основные его пункты разбираю на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Предварительно показываю задаваемые на дом физические упражнения, уточняю объем, темп, интенсивность выполнения. Домашние задания задаю систематически. Качество их выполнения контролируется мной на уроке физической культуры по правильности выполнения, по определенным сдвигам количественных показателей каждого ребен Для повышения эффективности выполнения домашних заданий организую контроль со стороны родителей. Нередко родителям необходим опытный советчик, поэтому я предлагаю им свои рекомендации как оптимальный путь успешного развития детей (Приложение №2). Общее педагогическое наблюдение родителей за занятиями физическими упражнениями детей дома всегда необходимо и очень важно. Но я стремлюсь к тому, чтобы ребята проявляли больше самостоятельности, учились заниматься без непосредственной опеки взрослых. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобретать мотив к саморазвитию. Важно, чтобы учащиеся выполняли физические упражнения не по принуждению. Для этого способствую развитию субъективности учащихся для того, чтобы они знали свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет упражнение, что при этом измениться в нем самом и нужно ли это ему. В своей работе я использую предварительный контроль, т.е. фиксирую состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Он основывается на данных, имеющих в личном деле, сведениях, полученных от родителей, результатах медицинского осмотра и моих наблюдений. Эти сведения позволяют мне определить степень участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы. С целью контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах провожу проверку физической подготовленности учащихся. Данный педагогический контроль помогает мне принимать меры к устранению выявленных недостатков в физической подготовленности учащихся, дифференцированно подбирать учебные и домашние задания. Контроль за физической подготовленностью школьников осуществляю с помощью тестов, характеризующих основные физические качества и двигательную активность школьников (Приложение №3). С помощью тестов я и сами учащиеся могут проследить, какие успехи в физической подготовленности достигнуты ими за определенный период по основным видам движений, что позволяет проследить динамику результатов от класса к классу.При контроле часто применяю методику свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время. С целью контроля за выполнением правильной осанки использую тест «Осанка», а для оценки состояния дыхательной системы применяю функциональную пробу «Тенчи – Штанге». (Приложение №3) При составлении тестов и других заданий учитываю способности учащихся к обучению и уровень их здоровья. Использование уровневой дифференциации дает мне возможность учесть физическое развитие, двигательную подготовленность всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Вот уже несколько лет использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценить свои возможности, видеть свои достижения. Это повышает интерес к предмету, снижает психологическое напряжение учащихся на уроке, формирует правильная осанка, повышает качество знаний, двигательных умений и навыков и активность слабоуспевающих учащихся. Что и приводит к решению поставленной мной задачи. Для формирования навыка правильной осанки у школьников свою работу разделяю на три этапа. На первом этапе создаю у учащихся представление о правильной осанке, показываю правильное положение тела и объясняю значение. При этом учитываю, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Для выработки правильной осанки эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса стены (касаясь стены затылком, лопатками. Ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета. На втором этапе разучивания двигательного действия уточняю правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения. Исправляю ошибки и добиваюсь точного выполнения двигательного действия в целом. Для образования двигательных навыков упражнения следует чаще повторять. Поэтому в разминку включаю упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и развития координации движений. На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если учащийся выполняет правильно в привычных и непривычных условиях. Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Они могут быть разнообразными, их внутренняя структура направлена на такое выполнение, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения я включаю в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и учащиеся выполняют их как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, скакалка и др.). Они оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Они являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки. Такие упражнения в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки оказывают существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. (Приложение №4). В своей работе по формированию правильной осанки я применяю специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста (Приложение №5). Для детей младшего школьного возраста я провожу занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Осенью и весной это подвижные игры, футбол, общеразвивающие упражнения.Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к предмету; содействуют укреплению здоровья, формированию правильной осанки, разностороннему физическому развитию учащихся; углубляют знания, умения и навыки, полученные на уроках; прививают навыки самостоятельной работы. Каждый год провожу «Веселые старты» среди учащихся с родителями, между начальными классами. Особое внимание придаю игровым, занимательным формам. В рамках «Дня здоровья» в школе провожу турниры по игровым видам спорта, Дни бегуна, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», где родители являются активными участниками (Приложение №5) На всех уроках обязательным этапом является проведение подвижных игр. В игре я нахожу все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, лазание и перелезание. С помощью специально подобранных игр я развиваю физические качества, закрепляю и совершенствую навыки. (Приложение№6). Для формирования правильной красивой осанки на своих уроках я дополнительно использую упражнения дыхательной гимнастики, которые направлены на укрепление мышцы живота. Осанка имеет прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию. Правильным, нормальным дыханием является дыхание через нос. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию - дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Выработке правильного дыхания способствуют специальные дыхательные упражнения, которые я включаю в комплексы упражнений на своих уроках. (Приложение №7). Специальные дыхательные упражнения способствуют очистке слизистой оболочке дыхательных путей, укреплению дыхательной мускулатуры, снятию эмоционального напряжения, что сказывается на самочувствии ребенка. Опыт работы в школе показал, что у детей недостаточно тренирован брюшной пресс. мышцы брюшного пресса играют огромную роль не только в формировании хорошей осанки, они определяют красоту походки и, что очень важно, формирование правильного дыхания. Применяю простые. Не требующие специального оборудования, но эффективные упражнения ( Приложения №8). Сохранения правильной осанки достигаю за счет ее постоянной коррекции точно дозированными физическими упражнениями. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям «формирующего возраста можно. Для этого в каждый урок ввожу упражнения общей коррекции тренирующего характера, направленные на избирательное укрепление мышечной системы ( создание «мышечного корсета»), закрепление навыков правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Провожу специальные или коррегирующие физические упражнения. Они направлены на исправление ( коррекцию), устранение или уменьшение имеющих у ребенка нарушений, нормализацию осанки. ( приложение №9). Уроки с физкультурно – оздоровительными технологиями проводила во 3 – 4 классах на протяжении двух лет. Полученные результаты говорят о положительной динамике состояния здоровья школьников.Динамика изменения количества школьников 3 – 4 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Характер отклонений в состоянии здоровияКоличество школьников, имеющих отклонения в здоровье2010-2011 учебный год2011-2012 учебный годКол-во%Кол-во%Нарушения осанки4844.03532.1Сколиоз98.276.4Плоскостопие1816.51211.0 Анализ результатов показывает улучшение состояния здоровья учащихся. Поэтому я могу говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса физкультурно – оздоровительных технологий СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ