Презентация по химии Обобщение знаний по теме Углеводороды


Обобщение знаний по теме "Углеводороды" Презентация к уроку химии в 10 классеПодготовила: Сараева Галина Романовна учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 Образовательные: обобщить и систематизировать сведения об изученных углеводородах, формирование умений применять в комплексе знания о строении, свойствах и применении изученных органических соединений.Развивающие: (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД)- способствовать формированию универсальных умений, связанных с возникновением общества информатизации;- специальных умений характеризовать вещества и сравнивать их;- выделять базовые знания в изучаемом материале и находить логические взаимосвязи между ними;- устанавливать причинно – следственные связи;- обобщать; - систематизировать; формулировать выводы.Воспитательная: - способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений;воспитание информационной культуры: знать, чтобы грамотно общаться с углеводородами в быту, не нанося вред природе, своему здоровью.Цель урока. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся. Задачи. Понятие об углеводородах.2. Классификация углеводородов.3. Общая формула предельных( алканов, циклоалканов), непредельных( алкенов, алкадиенов, алкинов) и ароматических (аренов) углеводородов). 4. Особенности строения. 5. Номенклатура углеводородов. 6. Виды изомерии. 7. Важнейшие химические свойства.8. Применение углеводород.Вопросы для повторения Этапы турнира РазминкаФронтальный опрос Конкурс капитановIII. Определение изомеровIV. «Сравнение углеводородов»«Головоломка»V.Видеофрагмент. Назовите элемент, который является основой любого органического вещества. УглеродРазминка 2. Органические соединения, состоящие исключительно из атомов углерода и водорода? Углеводороды3. Это органическое вещество является основной частью природного газа. О каком веществе идет речь? Метан

4. Как называют вещества, которые имеют одинаковый состав, но разное строение молекул? Изомеры5. Процесс, при котором происходит термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.Крекинг6. Какое вещество, полученное в результате реакции полимеризации, имеет широкое применение в промышленности, в быту?Полиэтилен

Это интересноВсем известный полиэтилен был получен был получен в 1933 году Э. Фосеттом и Р. ГибсономВ 1943 году из полиэтилена стали изготавливать посуду, ящики, бутылки, упаковку, предметы домашнего обихода Благодаря Его Величеству Случаю в 1938 году американский учёный Р. Планкетт получил тефлон, обладающий исключительной химической устойчивостью. Вопросы для команды «Алканы»1. Кто создатель теории строения органических веществ? 2. Какова общая формула алканов?3. Назовите тип гибридизации атомов углерода в алканах.4. Какое расстояние между атомами углерода в формулах алканов?5. Какова форма молекулы метана?6. Сколько атомов хлора входит в состав молекулы хлороформа?7. Какова формула радикала пропил?  Вопросы для команды «Алкены»1. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строение и свойства?2. Как называется реакция присоединения водорода к алкенам?3. Какова общая формула алкенов?4. Как называется реакция соединения молекул непредельных углеводородов между собой? 5. Каков валентный угол в молекуле этилена?6. Какова формула радикала винил?7. Автор правила присоединения галогеноводорода к алкенам?  Вопросы для команды «Алкины»1. Что такое гибридизация?2. Какова общая формула алкинов?3. Как называют реакцию ацетилена с водой?4. Назовите тип гибридизации у алкинов.5. Количество π - связей в молекуле пропина?6. Какой валентный угол в молекуле этина?7. Сколько изомеров у ацетилена? Вопросы для команды «Арены»1. Как называются вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав?2. Как следует понимать термин «ароматическая связь»?3. Какова общая формула ароматических углеводородов?4. Как по – другому называется гомолог бензола – метилбензол?5. Какова формула радикала фенил?6. Сколько двойных связей в молекуле бензола?7. Как по – другому называется винилбензол? Виды изомерии а) С-С-С-С и С-С(С)-Сб) С-С-С-Br и C-C(Br)-C С С С I I I в) С=С и С=С I C г) 1,2- 1,3- 1,4- бензол Определение изомеровЗадание: из предложенных веществ выпишите в тетрадь формулы соединений, которые относятся к классу органических веществ вашей команды и назовите их.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. СН3 – СН2 – СН3; 2. С6Н5 – СН3;3. СН3– С ≡ С – СН3;4. СН2 = СН – СН3; 5. НС ≡ С – СН2 – СН3; 6. С6Н6;7. СН3 – СН3;8. СН3 –СН = СН – СН3; 9. С6Н4(СН3 )2 ;10. СН3 – СН(СН3) – С ≡ СН; 11. С2Н5 – СН2 – СН3;12. СН2 = С (СН3) – СН2 –СН3; 13. СН3– СН (СН3) – СН (СН3) – СН3; 14. СН3- С6Н4 – СН3; 15. СН2 = СН – СН2 – СН3; 16. СН3 – СН2 – СН(СН3)–С ≡ СН. «Сравнение углеводородов»{EB344D84-9AFB-497E-A393-DC336BA19D2E}Основные характеристикиАлканыАлкены Алкины Арены 1.Общая формула2.Структурная формула(наличие σ- и π-связей)3.Валентный угол4.Расстояние между атомами углерода5.Гибридизация6.Наиболее характерны реакции: Основные характеристикиАлканыАлкены Алкины Арены 1.Общая формулаCnH2n+2CnH2nCnH2n-2CnH2n-62.Структурная формула(наличие σ- и π-связей)σ- связи σ- связи, 1 π-связьσ- связи, 2 π-связиединаяπ-связь3.Валентный угол109º28´120º180º120º4.Расстояние между атомами углерода0,154 нм0,134 нм0,120 нм0,140 нм5.Гибридизацияsp3sp2spsp26.Наиболее характерны реакции:замещенияприсоединенияприсоединениязамещенияПроверка таблицы Закончить уравнение реакции взаимодействия с хлором этана, этилена и бензола. Назовите типы химических реакций. Какая химическая связь менее прочная? а) С2 Н6 + CI 2 С2 Н5 б) C2H4+ СI2 C2H4СI2 катализаторв) С6Н6 + СI2 С6Н5 СI + НСI светг) С6Н6 + 3СI2 С6Н6 СI6 Конкурс капитановCI + НCI Решаем задачиНайдите массовую долю углерода в молекулах пропана, пропен, пропина, бензола (вещество своей команды){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}углеводородпропанпропенпропинбензолWэлемента Даны формулы углеводородов: а) CH3-CH2-CH2- CH3 б) CH3-CH(CH3)-CH(CH3) в) CH3-CH2-CH3 г) CH2=C(CH3)-C(CH3)- CH3 д) CH2=C(CH3)- CH3 е) CH3-C=C- CH3 ж) CH3-CH(CH3)-CH3 з) CH=C- CH2- CH3 и) к) CH2=CH-CH= CH2I. Выберите формулу (формулы), соответствующую типу, классу углеводородов:1.Непредельные соединения2. А) алкан3. Вещество (вещества), состав которого соответствует формуле:А) Cn H2n + 24. Гомолог вещества с формулой в)5. Изомер вещества с формулой ж)6. Изомеры вещества с формулой з)7. Вещества, вступающие в реакцию с хлором, 8. Вещества, обесцвечивающие бромную воду, 9. Вещества, вступающие в реакции присоединения, г) д) е) з) к)а)б)в)ж) Б) алкен г)д)В) алкин е)з)а)б)в)ж)Б) Cn H2n - 6 и)В) Cn H2n Г) Cn H2n - 2 г)д)е) з) к)а)а)е) к)г) д) е) з) к) и)г) д) е) з) к) г) д) е) з) к) и)
Способность атомов углерода образовывать различные цепи: линейные, разветвленные, замкнутыеОбразование между атомами углерода одинарных, двойных, тройных, ароматических связейЯвление гомологии и изомерииПричины многообразия углеводородов Игровое задание «Головоломка»Определите название химических элементов, и из первых букв этих знаков получите имя и фамилию ученого – химика.Ar, Li, Eu, K, S, Ar, Na, Db, Rn, B, U, Te, Li, Eu, Ra, Os, V. А.М. Бутлеров
Бензол и его пары ядовиты! Анализируй !
Мир, который мы изучаем, един. В нем тесно связаны неорганические и органические соединения. На примере углеводородов мы еще раз подтвердили, что состав определяет строение ->физические и химические свойства> применение->получение углеводородов.Классы углеводородов более многообразные, так как это объясняется свойствами самого атома С образовывать разного вида и длины цепочки и разные химические связи. Углеводороды - это основные источники для получения органических веществ. Подведение итогов конкурсовИтог занятия.Подумайте!1.Что сегодня удавалось легче всего?2. Какие вопросы вызвали затруднения?3. Что нужно сделать, чтобы устранить эти затруднения?Домашнее задание:§ 8, вопросы 5,6 Информационные ресурсы 1 Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учебник / О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014.2. Габриелян, О. С. Химия. 10 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.3. Габриелян, О. С. Химия. 10 кл. : тетрадь для оценки качества знаний / О. С. Габриелян, А. В. Купцова. – М. : Дрофа, 2014.4. Габриелян, О. С. Химия. 10 кл. : контрольные и проверочные работы / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова. – М. : Дрофа, 2014. Химия в школе «Путешествие в страну углеводородов» №8, 2004 CD – Органическая химия. 10-11классы. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.CD – Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.CD – Химия. Базовый курс. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d6d55aae-8b69-9c10-169c-8af28c8eb572/index.htm