Проблемы при переходе учащихся из начальной ступени в основную ступень обучения


Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО  Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Что понимается под преемственностью?Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Цель работы по преемственности:Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников, классного руководителя Возрастные особенности младшего подростка:потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;повышенная утомляемость;стремление обзавестись верным другом;стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;отсутствие авторитета возраста;отвращение к необоснованным запретам;восприимчивость к промахам учителей;переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;отсутствие адаптации к неудачам;отсутствие адаптации к положению “худшего”;ярко выраженная эмоциональность;требовательность к соответствию слова делу;повышенный интерес к спорту. Сложности обучения:Много разных учителей (и их надо запомнить)Непривычное расписание (новый режим)В классе новенькиеНовый классный руководительСейчас мы самые маленькие, а в прошлом учебном были уже большиеПроблемы со старшеклассниками ( особенно во время перемены) Основные проблемы, возникающиев период адаптации к условиям обученияв средней школе (по мнению учителей):Снижение успеваемости; Сложность приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения;приемы работы на уроке, отличные от начальной школы;Ухудшение состояния здоровья;Повышение уровня тревожности;Увеличение объема учебной нагрузки. Основные проблемы, возникающиев период адаптации к условиям обученияв средней школе (по мнению родителей)• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;• возросший объем работы как на уроке, так и дома;• новые, непривычные требования к оформлению работ;• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Основные проблемы, возникающиев период адаптации к условиям обученияв средней школе (по мнению детей)• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);• непривычное расписание (новый режим);• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;• новые дети в классе (или «я сам в новом классе»);• новый классный руководитель;• в средней школе «мы снова — самые маленькие, а в начальной были самыми большими»;• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате). Анкетирование Сравнительный анализ оценок учащихся 5–го класса (4 класс – годовая, 5 класс – первая четверть)