Презентация по МХК. Материальная и духовная культура украинского народа, его семейный и общественный быт, традиции, обычаи на примере жителей села Лесная Поляна Коченевского района Новосибирской области.


Материальная и духовная культура украинского народа, его семейный и общественный быт, традиции, обычаи. АнкетаМКОУ Леснополянская СОШ на районный фестиваль этнических групп, населяющих Коченевский район:«Я, ты, он, она – вместецелая страна». Общие сведения о селении Наш поселок на карте появился в 1900 году, вместе с первым его жителем – Василием Захолустным, выходцем из далекой Украины. И первое название - «Захолустное» поселок получил в честь своего основателя, а не от того, что находится у «черта на куличках», как считают многие. Административное деление Село наше входило в Прокудскую волость Томского уезда с 1911 года вместе с с. Крохалевское, дер.Бунькова, дер. Чик, дер. Каткова, дер. Казаково, с. Кочневское (так в книге), а также вновь образованные переселенческие поселки: Антоновский, Бармашевский, Баславинка, Хуторок, Юрасовский, Дубровский, Троицкий, Кремлевский. 30 августа 1962г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 745/42 населенный пункт Захолустное переименован в поселок Лесная Поляна. Поселок относился к переселенческим населенным пунктам. В тот период в поселке Захолустный числилось 80 дворов, проживало 419 человек. Преобладающая национальность украинцы. В поселке имелась школа, располагался Захолустнинский сельсовет. Грамотное население составляло 48 человек, из них 24 женщины. В домашнем хозяйстве у населения содержалось 136 голов крупного рогатого скота, 105 лошадей (в том числе и молодняк), 193 головы овец и 42 свиньей. Посевная площадь- 169.9 дес. Сеяли яровую пшеницу- 104.1 дес., овес- 59.5 дес., лен, гречи, просо, ячмень, коноплю. Сельскохозяйственный инвентарь состоял из 34 однолемешных плугов и 2 веялок. Краткая географическая, экономическая и социальная характеристика селения. Наше село расположено на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на востоке Новосибирской области и практически в центре Коченевского района. Характер поверхности - плоская низменная равнина. На западе от села в 30 км. располагаются залежи торфа. На юге - залежи кирпичных глин. Село расположено в умеренном климатическом поясе, для которого характерны значительные колебания амплитуды абсолютных температур, с годовым количеством осадков 250-500 мм. В селе отсутствуют реки и озера. Подземные воды залегают на глубине от 2м. В селе имеется скважина глубиной 76 м. В 30 км. западнее ведется добыча минеральных вод. Почвы серые лесные под березово-осиновыми колками и черноземные под лугово-степной и степной растительностью, встречаются солонцы с гумусовым (надсолонцовым горизонтом). Лесная Поляна расположена в лесостепной зоне. С растительностью в виде лиственных лесов, кустарников, трав, а также обилием ягодников и лекарственных трав. Животный мир представлен парнокопытными (лоси, косули), масса перелетных птиц и огромным множеством кровососущих насекомых. В 1930 году был образован колхоз «Красный факел», 7 февраля 1968 года был образован совхоз «Лесная Поляна» - от названия железнодорожной станции. Совхоз специализировался на окорме крупно-рогатого скота и выращивании зерновых культур (пшеница, овес, ячмень), в основном использовавшихся на фураж скоту. Население: В целом численность населения поселка остается стабильным, сказывается близость железной дороги. В настоящий момент на территории села функционирует ООО «Лесная Поляна», где по-прежнему занимаются выращиванием зерновых культур, но в гораздо меньшем объеме (3,8 тыс.га.) и молочным животноводством. На производстве задействовано всего около 30 человек. Все трудоспособное население ежедневно уезжает из села рано утром на работу на электропоезде в р.п.Коченево, р.п. Чик, аэропорт Толмачево, г.Новосибирск., возвращаясь домой поздно вечером. Таким образом село постепенно превращается в спальный район. Усадьбы и жилища. Ха́та (ма́занка) (от др.-венг. Формы современного венг. hбz «дом») — обычное жилище для украинцев, белорусов и части поляков и русских (в южных областях) с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной и пр. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Тем не менее обмазывание саманом не является обязательным элементом хаты: так в более зажиточный селах, станицах, хуторах, городах да и вообще у более богатых семей хата могла быть обита кровельным железом и покрашена в яркие цвета (как правило сочетание белого и голубого) Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило — земляной. В целом хата по сравнению с избой является более южным вариантом жилища, предназначенным для эксплуатации в более теплом климатическом поясе, характерном жарким летом и относительно мягкой зимой. Одежда. Жительница нашего села Омельченко Надежда Фридриховна в национальном украинском костюме на выступлении в Коченевском РДК. 1989г. Семья Жигадловых в ночь перед Рождеством Пища Ярмарка народных ремесел вышивка В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами.- Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. - Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. - В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые. - Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощенных цветков, листьев, бутонов, стебельков. Изделия леснополянских мастериц расписные тарелки с украинскими мотивами Прекрасный подарок и сувенир украинской культуры. На тарелочках мы можем любоваться настоящими картинами украинского быта, праздников, природы, цветов национальных костюмов и др. Писанки Украинские традиционные писанки, которые так популярны , когда в Украине отмечают самый большой религиозный праздник – Пасху. Писанки разрисованы масляными красками по технологии петриковской росписи. Работа выполнена леснополянским художником Гончаренко Виктором Григорьевичем.