Презентация к уроку русского языка по теме Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми


Центр исследования русского языка Тема урока:Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Цель урока: Осмыслить, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот.Научиться находить и выделять причастный оборот. Оцените ваше эмоциональное состояние Проверяем домашнее задание! Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи Взаимопроверка От движущейся колонны, спускающиеся гирляндами, отразившаяся в озере луна, к отворившейся калитке, осыпающимися листьями, собирающиеся в стаи«5»-нет ошибок«4»-2 ошибки«3»-3-5 ошибок«2»-5 ошибок и более Сравните! От движущейся колонны К отворившейся калитке Отразившаяся в озере Собирающиеся в стаи x x x x какой? какой? где? как? В словосочетании причастие может выступать в качестве Зависимого слова Определяемого слова (к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос) ЗАПОМНИТЕ!!! Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами: Проверенное учителем упражнение Какое? х х Упражнение , проверенное учителем , … Х п.о. п.о. Кем? Какое? Сколько зависимых слов в причастномобороте? В словосочетании, где причастие является главным словом, может быть не одно, а два и более зависимых слова. 1. Увлекающийся музыкой - 2. Стелющийся над рекой.3. Задержанный на улице. Прич. + сущ. + Прич. + сущ. Бегущий мальчик, бегущая по волнам, листья, падающие с кленов, падающие листья, нарисованная картина, нарисованная мной, исполненная ученицей, исполненная песня. X X Проверь себя! Бегущий мальчикПадающие листьяНарисованная картинаИсполненная песня Бегущая по волнамПадающие с кленовНарисованная мнойИсполненная ученицей X X X X X X X X какой? какие? какая? какая? где? что? откуда? кем? Запишите предложения! За полем расположена усадьба, заросшая цветами .Усадьба, заросшая цветами , расположена за полем.За полем расположена заросшая цветами усадьба. X X X п.о. п.о п.о. какая? какая? какая? Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о. Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич.).2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х).3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ. Образец: Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о. Зарядка для глаз 1 группа упражнение 73 (первые два предложения) 2 группа Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод.( см. алгоритм). 3 группа Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения) Родина-это все… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим. (К.Г.Паустовский). Словарная работа Патриот – греч. «патри» - родина, Отечество. 1.Человек, горячо любящий родину. 2. Человек, преданный какому – либо делу.ПатриотизмПатриотический Рефлексия Осмыслили, что такое причастный оборот.Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот.Научились находить и выделять причастный оборот. Оцените свои результаты! «А» – задания были мне понятны, я легко справился.«Б» – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.«В» – я старался, но большинство заданий были для меня сложны. Запишите на полях букву! Домашнее задание На выбор: Обязательное задание: П.12-учить, запомнить алгоритм. 1) «А» -упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов. 2) «Б»- из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)3) «В»- упр.694) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально (1 учащихся)