Презентация с методическими рекомендациями по составлению рабочей программы на основе ФГОС


Рабочая программа по предмету. Структура, содержание, технология разработкиАвтор: Синдеева Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 5 г. Суворова Тульской области» Методические рекомендации по разработке рабочей программы Рабочие программы являются обязательной составной частью образовательной программы школы. Рабочая программа разрабатывается в соответствии с реализуемыми целями и задачами образовательной программы школы, основополагающими для деятельности школы ценностями и традициями. При составлении исходят из индивидуальных особенностей и познавательных интересов учащихся. Обязательно учитывается используемый комплект учебно-методического обеспечения (структура и содержание учебника) Основные требования к рабочей программе ООО закреплены в следующих документах:Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III, п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897;Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе школы. Основные функции рабочей программыНормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ);Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);Организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);Планирующая (регламентирует требования к выпускнику). Рабочая программа разрабатывается учителем на основе:ФГОС основного общего образования;Примерной программы основного общего образования по предмету;Авторской учебной программы по предмету. Структура рабочей программыТитульный лист.Пояснительная записка.Структура и краткое содержание учебного курса.Тематическое планирование.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения).Планируемые результаты изучения учебного курса, что может быть отражено в пояснительной записке.Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.) Образец оформления титульного листа{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Рассмотренона заседании педсоветаПротокол № ___ от«___»______201_гСогласованоЗаместитель руководителя по УВР________/____________/Ф.И.О.«_____»___________201_гУтверждаюДиректор МБОУ СОШ________/_________/Ф.И.О.Приказ №____ от «___»_______ 201_ гРабочая программапо _________________________для _____ класса_______ часов в неделю (всего __ часов)Составитель:учитель __________(ФИО)201_/201_ учебный год Пояснительная запискаНормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа.Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора этих программ учителем.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, в том числе с учетом особенностей региона, школы.Определение места и роли учебного курса в учебном плане школы.Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.Новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование.Информация об используемых УМК (особенности его содержания и структуры).Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.Используемые технологии обучения, формах уроков и т.п.Виды и формы промежуточного или итогового контроля.Информация о реализации регионального компонента. Примерный список педагогических технологийРейтинговое обучениеОрганизация самостоятельной работыДистанционное обучениеПроектная деятельностьУчебно-исследовательская деятельностьТворческая деятельностьРазвитие критического мышленияИнформационныеПроблемно-диалогового обученияОрганизация группового взаимодействияАнализ конкретных ситуаций (кейсов)Рефлексивного обученияСамоконтроля и т. д. Методические рекомендации по разработке раздела «Содержание учебного предмета» Учитель может вносить изменения, расширяя (изменяя) содержание примерной или авторской программы, и в данном случае может самостоятельно:указать количество часов на изучение курса, отдельных разделов и тем;обосновать и определить содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета;раскрыть содержание разделов, тем, опираясь на рекомендации научных школ и учебников (из действующего федерального перечня);изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи. Тематическое планирование Количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);Названия тем (разделов);Основное содержание темы (тезисы в соответствии с формулировками примерной программы);Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий);Проведение практических/лабораторных работ;Виды, формы контроля и диагностикиПланируемые результаты обучения;Планируемые сроки изучения. Поурочное планирование{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}№Основное содержание по темам, объединенным в модулиКоличество часов. Промежуточный и итоговый контрольТема урока. Тип урока (даты – при необходимости)Основные требования на уровне знания, умения, опытного примененияХарактеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД и предметных умений) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» Методические и учебные пособия;Учебные и справочные пособия;Учебно-методическая литература;Электронные средства обучения, ЦОР, медиаресурсы;Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, наглядные пособия и т.п. ПРИЛОЖЕНИЯ: технологические карты уроков, технологическая карта контроля, технологическая карта планируемых результатов обучения и т.п. Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагогов Актуальность программы.Наличие обязательных составляющих программы.Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу.Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу.Соответствие требований к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса требованиям ФГОС.Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям. Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагоговСоответствие тематического (поурочного) планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу.Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы.Качество приложения к программе.Наличие внешней рецензии на программу. Рецензирование рабочей программы Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ.Основные разделы рецензии:Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа);Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание);Выходные данные;Основные достоинства и недостатки;Оценка работы;Рекомендации;Заключение. При проведении рецензирования рабочей программы необходимо учитывать следующие критерии:посильность учебного материала для учащихся данного возраста, ориентация на учет индивидуально-типологических особенностей учащихся;доступность для учащихся вопросов, заданий, задач, упражнений, проектных работ;направленность содержания на формирование систематических знаний учащихся по рабочей программе;нацеленность содержания на развитие различных групп (познавательных, регулятивных и коммуникативных) универсальных учебных действий учащихся;возможности содержания в достаточной мере способствовать развитию личностных результатов обучения.