Презентация по литературе на тему М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка-быль


Составила: Попова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13 с. Владимиро-Петровка Познавая жизнь через литературу, читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощушения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней,- и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле. Ю. Бондарев Михаил Михайлович Пришвин1873 – 1954 гг. «Кладовая солнца». Сказка-быль. Что же здесь сказочного? НазваниеНачало Раннее сиротство и самостоятельность детейПредметы-помощникиОбразы животных и птицОбразы старушек-елейСюжет А что тогда быль? Название ( автор сам указывает на метафору «…все Блудово болото, со всеми запасами горючего торфа, есть кладовая солнца»).Зачин сказочный, но и здесь автор дает вполне конкретные указания места, времени и обстоятельств повествования.Сиротство и самостоятельность детей достоверно и вполне объяснимо: милые, трудолюбивые «умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». И вот тут сказке-то и мог быть конец, а история только начинается. «Чудесная вещь» - компас, но ведь он действительно необходимая вещь, реальный помощник.Сказочные образы. Автор и здесь объясняет метафорический характер описания: «…что ни елочка, то непременно на что-то похожа».Сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но и это вполне реальное событие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте,- это неделимое понятие. Сказочные образы представляются развернутыми метафорами, сравнениями. Автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Повествуя о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Кто рассказывает историю? Повествование идет от первого лица множественного числа: «Мы».«…Приезжие люди», что жили «…всего только через один дом от детей»;«…разведчики природных богатств», «…работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа». Образ рассказчиков – собирательный образ взрослых людей, занятых своим делом. На фоне жизни взрослых людей выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки самых родных, самых близких. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Как автор относится к героям? «…Они были очень милые». «…И какие это были умные детишки!» «…Наши любимцы». Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Какими мы видим главных героев сказки-были? Настя«Золотая курочка» «Волосы у нее, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом», веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх». Повторение эпитета «золотой» напоминает о солнце – символе тепла и жизни. Митраша«Мужичок в мешочке» «Это был мальчик упрямый и сильный. …коротенький, очень плотный,… был лобастый, затылок широкий». Хотя он и невелик пока, но в его внешности заложены черты будущего сильного «мужичка». Автор восхищается и гордится детьми: им некогда было играть и развлекаться, на их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». «…Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Хозяйственные заботы детей Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Система образов сказки-были Настя и Митраша люди природаМать и отец, соседи, разведчики Растения (ель и сосна),природных богатств, Антипыч. дикие животные (волк, тетерев, лось), собака. Какое событие является завязкой повествования? СпорссораРебята пошли разными дорогами. Роль природы в развитии событий Палестинка, на которой «ещё никто не бывал»;Слепая елань – «страшное место»;Блудово болото;Притча о судьбе сосны и ели;Лисичка, свернувшаяся в клубочек;Собака и волк – друг и враг человека Природа предвещает недоброе. История про лесника, старого охотника Антипыча «Что есть правда, какая Какое произошло «ужасное она, где живёт и как её несчастье в жизни Травки»?найти»?Что говорил Антипыч о правде?Почему именно к нему идут за советом?Что это за правда, которую он обещал «перешептать» собаке ? «Ужасное несчастье в жизни Травки», отныне «ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя» Счастье для ТравкиЗакон жизни диких зверей Беззаветная преданность,жить для друга, хозяина,быть нужным,приносить помощь,делать добро«каждый для себя»,«только успей, урви что-нибудь» Митраша в беде Кто предупреждает мальчика об опасности?Как он себя ведет?Как к нему относится автор?Где же Настя?Почему она забыла о брате?Как к Насте относится автор?Кто приходит на помощь Митраше? Действия Митраши Реакция Травки Заметил, узнал, огонёк в глазах.Назвал по имени.ПозвалХитрил.Схватил за заднюю лапу.Встал, отряхнул грязь, позвал «как настоящий большой человек». Что руководило действиями Митраши? Почему он не был искренен со своим другом? Заметила. «Хозяин или нет?»Скорее всего Антипыч.Еле заметно махнула хвостом.Мгновенно легла. Тихонечко поползла.Поползла с остановками, чувствуя неискренность. Рванулась прочь. «Неужели?..» Как узнал автор о внутренних переживаниях Травки? Шутил ли старый лесник? Антипыч – это «весь человек в древнем прошлом его, он перешепнул своему другу собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».В образе Травки раскрывается правда жизни: в любви, верности, преданности, взаимопомощи. Травка, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её соленую от слёз щеку.» «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Чудесное преображение Митраша «Не мужичок, а герой». «Прежний «Мужичок-в-мешочке… стал переменяться и за следующие годы войны вытянулся, И какой из него парень вышел – высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.» героев: Настя Всю собранную на палестинке клюкву она отдала эвакуированным детям. Девочка «мучилась про себя за свою жадность.» И в этом поступке – самая трудная победа, победа над собой. Ответственность, человеческая доброта, любовь. «Кладовая солнца» - это не только торф, это, прежде всего, повествование о людях и их душевном богатстве. Кладовая душевного тепла, любви. Важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.