Презентация по русскому языку по теме Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. (9 класс)


ГИА – 2016 .ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»  Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи Анатольевны. ЗАДАНИЕ 8Выписать грамматическую основу из предложения №*НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ Грамматическая основа предложения. Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и указывает на действующее лицо. Способы выражения подлежащего:А) Подлежащее – одно слово: НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} форма примеры1. Имя1.1.Имя существительноеСтарший сын (кто?) уехал в столицу.1.2. МестоимениеОн (кто?) уехал в столицу.1.3. Имя прилагательноеСтарший (кто?) уехал в столицу.1.4. ПричастиеПоднявший (кто?) меч от меча и погибнет.1.5. Имя числительноеДвое (кто?) уехали в столицу. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2.Инфинитив (неопределённая форма глагола)Любить (что это?) – это прекрасно.Жить (что это?) – родине служить. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3.Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного3.1. НаречиеНастало и роковое послезавтра (что?).3.2. Предлог«В» (что?) является предлогом.3.3. Союз«А» (что?) – противительный союз.3.4. Частица«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.3.5. МеждометиеНеслось со всех сторон «ау» (что?). Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падежеПять стульев стояло у стены.Несколько стульев стояло у стены.Часть стульев стояла у стены.Много стульев стояло у стены.2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом изДвое из нас поедут в столицу.Каждый из нас поедет в столицу.Многие из нас поедут в столицу. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падежеСтоял конец сентября. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)Млечный путь разостлался по небу.Белые мухи (снежинки) кружили в небе.Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имяЧто-то неприятное было во всем его облике. Необходимо знатьСказуемое – главный член предложения, который зависит от подлежащего и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ подлежащее ЧТО СДЕЛАЕТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? КАКОВ? Виды сказуемого Способы выражения именной части составного именного сказуемого{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Имя существительное1.1. Существительное в именительном или творительном падежеОн мой брат.Он был моим братом.1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлогаШтурман был в забытьи.Я без гроша.Этот дом – Мешкова.1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)Зять был молчаливой породы.Эта девушка высокого роста. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2. Имя прилагательное2.1. Краткое прилагательноеОн весел.Он стал весел.2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падежеОн весёлый.Он стал весёлым.2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степениЗдесь звуки музыки были слышнее.Ты самый лучший. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Причастие3.1. Краткое причастиеОн ранен.Стекла были разбиты.3.2. Полные причастия в именительном или творительном падежеСтекла были разбитые.Стекла были разбитыми. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимениемВся рыба – ваша.Это что-то новенькое.5. Числительное в именительном или творительном падежеИх изба – третья с краю.Их изба была третьей с краю.6. НаречиеЯ был настороже.Его дочь замужем за моим братом. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯВнимательно изучите предложение. Помните, что в любом предложении есть грамматическая основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них. Найдите существительное в им.п., убедитесь, что это не обращение и не дополнение. Помните, что подлежащее может состоять из нескольких слов. Если подлежащего нет - предложение односоставное. Найдите сказуемое. Помните, что чаще всего сказуемое выражается глаголом, но могут быть использованы другие части речи.      ЗАДАНИЯ1. Из предложения выпишите грамматическую основу: В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин)2. Из предложения выпишите грамматическую основу: После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)3. Из предложения выпишите грамматическую основу: Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)4. Из предложения выпишите грамматическую основу: Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев) ЗАДАНИЯ5. Из предложения выпишите грамматическую основу: Вскоре отец с матерью ушли на работу. (А.Мусатов)6. Из предложения выпишите грамматическую основу: Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К.Паустовский)7. Из предложения выпишите грамматическую основу: Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (А.Беляев)8. Из предложения выпишите грамматическую основу: После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов) 9. Из предложения выпишите грамматическую основу: Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (И.Соколов-Микитов)10. Из предложения выпишите грамматическую основу: Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (В.Свинцов)11. Выпишите грамматическую основу предложения 22.(22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.12. Выпишите грамматическую основу предложения 12.(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным. 13. Выпишите грамматическую основу предложения 5.(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.14. Выпишите грамматическую основу предложения 11.(11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.15. Выпишите грамматическую основу предложения 19.(19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... 16. Выпишите грамматическую основу предложения 31.(31)В прощании собак было что-то трогательное ... (10)Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.18. Выпишите грамматическую основу предложения 11.(11)Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...19. Выпишите грамматическую основу предложения 31.(31)Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.20. Выпишите грамматическую основу предложения 23.(23)Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили. Источники:Выражаю благодарность за использование работы ( рабочей тетради для подготовки к ГИА) учителя русского языка и литературы Кудрявцевой Людмилы Николаевныhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/26/rabochaya-tetrad-dlya-podgotovki-k-gia-po-russkomu-yazyku