Презентация по истории Технические открытия и выход к мировому океану (8 класс).


Технические открытия и выход к мировому океануТехнические изобретенияМореплавателиПрезентацию подготовила учитель истории филиала МАОУ «Новолыбаевская СОШ» Матвеева Н.В. 1. Технические изобретенияВодяной двигательКрестьяне и ремесленники постепенно накапливали трудовой опыт и улучшали орудия труда. Поэтому в XV-XVI веках в развитии техники были достигнуты большие успехи. В горном деле и ремесле стал применяться водяной двигатель. Издавна на мельницах использовали водяное колесо, с помощью которого приводили в движение тяжёлые жернова/ Для этого в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса; такое колесо называлось нижнебойным. Позднее было изобретено колесо, на которое вода падала сверху,- верхнебойное. От реки, перегороженной плотиной, отводили узкие каналы для стока воды - желоба. Вода г устремлялась в жёлоб и падала сверху на колесо. Оно вертелось и вращало вал, который проходил через стену в мастерскую. При обработке металлов колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. В бумажном производстве с помощью колеса поднимали и опускали прессы, в горном деле - поднимали руду и откачивали воду из шахт. Это позволяло рыть более глубокие шахты. Доменные печиВажные улучшения произошли в плавке и обработке металлов. Литье пушек в 16 в. Раньше при получении из руды железа для вдувания воздуха в горн пользовались ручными мехами. Температура в горне была недостаточной для того, чтобы получить расплавленный металл; железо оседало на дно печи вязким, как тесто. Для придания железу прочности его ковали молотом. В XIV веке стали строить домны - плавильные печи в 2-3 метра высотой. Плавильщики соединили водяное колесо с большими мехами, которые с силой вдували в печь много воздуха. Поэтому в домне удавалось достичь высокой температуры, при которой руда плавилась, становилась жидкой. При остывании образовывался чугун, из него получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Развитие ремесла и торговли вызвало распространение грамотности в городах. Школьники и студенты нуждались в учебниках. Горожане проявляли большой интерес к литературе. Спрос на книги необычайно вырос. К концу XIV века в Европе распространилось производство бумаги, но книг по-прежнему было мало. Впервые книгопечатание изобрели в Китае, но европейцы об этом не знали. В Европе делались попытки получать оттиски с деревянной доски, но этот способ был очень несовершенным. Лишь в середине XV века житель немецкого города Майнца Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них он составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл также печатный станок. Иоганн Гутенберг Типография времен ГутенбергаПечатный станок Гутенберга Токарный станок императора Максимилиана I (1518 г.) До нашего времени сохранился токарный станок XVI века императора Максимилиана I. Станок в основном был изготовлен из дерева, но центры для установки изделия у него были металлические. Этот станок (изготовленный в 1518 г.) уже имел люнет (устройство для поддерживания деталей) с рамкой для направления изделия. Подвижная рамка регулировалась винтом. Люнет станка был изготовлен из бронзы. Также имел ножной веревочный привод с пружинящей жердью. Появление первых мушкетовМушкет - длинноствольное ружье с фитильным замком. Это первое массовое огнестрельное оружие пехоты появилось раньше всех у испанцев. по одной из версий, мушкеты в таком виде изначально появились около 1521 года, а уже в битве при Павии 1525 года они применялись достаточно широко. Основной причиной его появления стало то, что к XVI веку даже в пехоте стали массовыми латные доспехи, которые из более лёгких кулеврин и аркебуз (на Руси — «пищалей») пробивались далеко не всегда. Сами доспехи также стали более крепкими, так что аркебузные пули в 18—22 грамм, выпускаемые из сравнительно коротких стволов, при стрельбе по бронированной цели оказывались малодейственными. Благодаря изготовлению зернистого пороха стало возможным делать длинные стволы. Кроме того, зернистый порох сгорал более плотно и равномерно. Калибр мушкета равнялся 18-25 мм, вес пули составлял 50-55 грамм, длина ствола - около 65 калибров, дульная скорость 400-500 м/с. Мушкет имел длинный ствол (до 150 см) и короткий приклад с вырезом для большого пальца в шейке. Общая длина оружия достигала 180 см, поэтому под ствол ставили подставку — фуршет. Вес Мушкета достигал 7—9 кг. КаравеллаКаравелла – одна из разновидностей парусников, наиболее распространенных в Испании и Португалии в XV-XVI столетиях. По своим эксплуатационным характеристикам эта разновидность судов значительно превосходила остальные суда, существовавшие в те далекие времена. Каравеллы обладали способностью легко лавировать даже во время серьезных штормов, тем самым обеспечивая экипажу сравнительную безопасность. С каравелл началась эпоха Великих географических открытий. Каравеллы были во флотилиях Христофора Колумба, Фернана Магеллана и Васко да Гамы. Маневренность и легкость этих кораблей делала их незаменимыми во время долгих плаваний по морям и океанам. Длина первых каравелл составляла порядка 30 метров, а ширина варьировалась от 4-х до 10-ти метров. Они были оснащены 3-4 парусами и характеризовались водоизмещением от 55 до 75 тонн. При попутном ветре и благоприятных погодных условиях скорость каравеллы достигала 16 узлов. Каравеллы оснащались высоким мачтами и бушпритом, что позволяло значительно увеличить полезную площадь парусов. В свою очередь это положительно сказывалось на скорости. Название этому типу судов дала обшивка, называвшаяся «карвель». Доски корпуса соединялись стык в стык, а не внахлест, как у других судов. Уже в конце XV века конструкция этих парусных судов претерпела ряд значительных изменений. Новые корабли оснащались прямыми парусами, установленными на фок и грот мачтах. Впоследствии были внесен ряд изменений в связи корпуса судна, которые устанавливались поверх обшивки. Это не только замедляло ход судна, но и поднимало брызги во время хода. При всех своих достоинствах, каравеллы имели и один существенный недостаток – их конструкция не отличалась прочностью. Поэтому экипаж должен был постоянно следить за состоянием обшивки и заниматься ремонтом, а в сильный шторм корпус судна и вовсе стягивали просмоленными канатами. 2. МореплавателиГенрих МореплавательГенрих (Энрики, Энрике) Мореплаватель (порт. Henrique; 4 марта 1394, Порту — 13 ноября 1460, Сагреш) — португальский инфант, сын короля Жуана I, организатор многих португальских морских экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья. Генрих участвовал в захвате Сеуты (1415 год) (см. Битва при Сеуте), ставшей форпостом португальской экспансии в Африке. С 1418 года Генрих обосновался на юге Португалии у города Лагуша и основал там обсерваторию. В городе Сагреше им была основана навигационная школа, где преподавали лучшие математики и картографы. В деятельности Генриха Мореплавателя переплетались различные интересы: колонизатора (стремление к захвату новых земель для португальской короны), исследователя (открытие новых земель, составление карт и т. д.), миссионера (распространение христианства среди новых народов), крестоносца (Генрих был великим магистром рыцарско-монашеского ордена Христа, участвовал в ряде походов против арабов Северной Африки). Главное внимание Генрих уделял плаваниям к югу вдоль западного берега Африки с целью найти восточный морской путь в Индию вокруг Африки. Поиск морского пути в Индию был весьма важен для Португалии. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие, как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей. Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и поискам морского пути в «страну пряностей». Начиная с 1419 года и вплоть до своей смерти, Генрих одну за другой снаряжал экспедиции, которые открыли ряд островов у западного побережья Африки (остров Мадейра), Азорские острова, острова Зеленого Мыса). Эти экспедиции обогнули мыс Бохадор, мыс Кабо-Бланко, исследовали устья рек Сенегал и Гамбия. Продвигаясь все дальше и дальше, они привозили золото с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты. Уже тогда в Португалию были доставлены первые партии чернокожих невольников, и началась работорговля. Генрих тут же ввёл государственную монополию на торговлю чёрными невольниками. Понимая важность морской торговли и мореплавания, большое внимание инфант уделял развитию картографии и кораблестроения, приглашая в Португалию мастеров из разных стран. Во время его правления португальцами были изобретены новые типы судов, способные идти против ветра, развивать внушительную по тем временам скорость и вместе с тем везти большие объёмы товаров.В 1452 году папа римский Николай V своей буллой Romanus Pontifex санкционировал захват португальцами африканских земель и обращение их жителей в рабство. После смерти Генриха Мореплавателя наступил некоторый перерыв в продвижении португальцев на юг. Однако его деятельность во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии. Он был не чужд и политической борьбы, в частности, участвовал в интригах вокруг португальского престола. В военных делах успех далеко не всегда оказывался на его стороне. Например, под его командованием португальские войска потерпели сокрушительное поражение при попытке взятия Танжера в 1437 году, после чего Генрих Мореплаватель готов был отдать и Сеуту. Принц Генрих умер в 1460 году, и к этому времени португальские исследователи достигли побережья нынешней Сьерра-Леоне и открыли острова Зелёного Мыса. Усилия Генриха воодушевили португальских мореплавателей обогнуть мыс Доброй Надежды и найти морской путь в Индию и на Дальний Восток. Статуя Энрике Мореплавателя возглавляет ряд скульптур на памятнике первооткрывателям в Лиссабоне. Статуя Энрике Мореплавателя возглавляет ряд скульптур на памятнике первооткрывателям в Лиссабоне. Бартоломеу ДиашБартоломе́у Ди́аш ди Новаиш (порт. Bartolomeu Dias de Novaes; ок. 1450 — пропал без вести 29 мая 1500) — португальский мореплаватель. В 1488 году в поисках морского маршрута в Индию он первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. О ранней жизни Диаша практически ничего не известно. Долгое время его считали сыном одного из капитанов Энрике Мореплавателя, но даже это не доказано. Обыкновенно добавляемое к его фамилии уточнение «ди Новаиш» впервые было задокументировано в 1571 году, когда король Себастьян I назначил внука Диаша, Паулу Диаша ди Новаиша, губернатором Анголы. В юности изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете. Имеются упоминания о том, что какое-то время Диаш служил управляющим королевскими складами в Лиссабоне, а в 1481-82 гг. участвовал как капитан одной из каравелл в экспедиции Диогу де Азанбужа, отправленной для строительства форта Эльмина (Сан-Жоржи-да-Мина) на берегу Ганы. В 1474 году будущий король Жуан II взял под свой личный надзор португальскую торговлю с Гвинеей. Его, как и Энрике Мореплавателя, занимал вопрос о том, как далеко на юг простирается африканское побережье. С этой целью на юг было направлено несколько экспедиций под руководством опытных капитанов, из которых дальше всего продвинулся Диогу Кан, установивший памятный знак-падран на территории современной Анголы. После того, как Кан погиб во время очередной экспедиции (или, по другой версии, попал в опалу), король поручил Диашу заступить на его место и отправиться на поиски пути в Индию вокруг Африки. Экспедиция Диаша состояла из трёх кораблей, одним из которых командовал его брат Диогу. Под начальством Диаша оказались отличные мореходы, плававшие ранее под начальством Кана и лучше других знавшие прибрежные воды, и выдающийся штурман Перу ди Аленкер. Общая численность экипажа составляла около 60 человек.Диаш отплыл из Португалии в августе 1487 года, 4 декабря продвинулся южнее Кана и в последних числах декабря бросил якорь в заливе св. Стефана (ныне бухта Елизаветы) в южной Намибии. После 6 января начались бури, которые заставили Диаша выйти в открытое море. Через несколько дней он попытался вернуться в залив, но земли не было видно. Блуждания продолжались до 3 февраля 1488 года, когда, повернув на север, португальцы увидели берег Африки восточнее мыса Доброй Надежды. Высадившись на берег, Диаш обнаружил поселение готтентотов и, поскольку тогда был день св. Власия, нарёк бухту именем этого святого. Сопровождавшие эскадру негры не могли найти общего языка с туземцами, которые сначала ретировались, а потом попытались напасть на лагерь европейцев. В ходе конфликта Диаш застрелил одного из туземцев из арбалета, однако остальных это не остановило, и португальцам срочно пришлось отчаливать. Диаш хотел плыть дальше на восток, однако по достижении залива Алгоа (близ современного города Порт-Элизабет) все офицеры, находившиеся под его командой, высказались за возвращение в Европу. Матросы также желали вернуться домой, в противном случае угрожая бунтом. Единственная уступка, на которую они соглашались — ещё три дня пути на северо-восток.Пределом продвижения Диаша на восток было устье Грейт-Фиша, где в 1938 году был обнаружен установленный им падран. Он повернул обратно, убеждённый, что задача экспедиции выполнена и в случае необходимости, обогнув южную оконечность Африки, можно морем достичь Индии. Осталось только отыскать эту южную оконечность. В мае 1488 года Диаш высадился на заветный мыс и, как считается, нарёк его мысом Бурь в память чуть не погубившего его шторма. Впоследствии король, возлагавший на открытый Диашем морской маршрут в Азию большие надежды, переименовал его в мыс Доброй Надежды. Диаш вернулся в Европу в декабре 1488 года, проведя в плаванье 16 месяцев и 17 дней, и, по-видимому, получил указания держать свои открытия в тайне. Сведений об обстоятельствах его приёма при дворе не сохранилось. Король ждал новостей от пресвитера Иоанна, к которому сушей был направлен Перу да Ковильян, и медлил с финансированием новых плаваний. Только после смерти Жуана II, через 9 лет после возвращения Диаша, португальцы наконец снарядили экспедицию в Индию. Во главе её был поставлен Васко да Гама. Диашу доверили руководить строительством кораблей, поскольку он на личном опыте знал, какой конструкции суда нужны для плавания в водах Южной Африки. Согласно его распоряжениям, косые паруса были заменены на прямоугольные, а корпуса кораблей строились с расчётом на малую осадку и большую остойчивость. Также, по всей вероятности, именно Диаш дал Васко да Гаме совет, плывя на юг, после Сьерра-Леоне удалиться от берегов и сделать крюк по Атлантике, поскольку знал, что именно так можно обойти полосу неблагоприятных ветров. Диаш сопровождал его до Золотого берега (Гвинея), а далее направился в крепость Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой был назначен. Когда Васко да Гама вернулся и подтвердил верность догадок Диаша, в Индию был снаряжён более мощный флот во главе с Педру Кабралом. В этом путешествии Диаш командовал одним из кораблей. Он участвовал в открытии Бразилии, однако во время перехода в сторону Африки разыгралась буря и его судно было безвозвратно потеряно. Таким образом, он погиб в тех самых водах, которые принесли ему славу. Внук Бартоломеу Диаша — Паулу Диаш ди Новаиш — стал первым губернатором Анголы и основал там первое европейское поселение — Луанду.Статуя Бартоломеу Диаша в Лондоне Васко да ГамаВа́ско да Га́ма (современное португальское произношение Ва́шку да Га́ма) (порт. Vasco da Gama; 1460 или 1469 — 24 декабря 1524) — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра. В 1480-х вместе с братьями Васко да Гама вступил в Орден Сантьяго. Португальские историки предполагают, что образование и знания о математике, навигации и астрономии Васко да Гама получил в Эворе. Среди его учителей вероятно был Авраам Закуто. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, и после этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Тогда впервые о Васко да Гаме узнали. Первое плавание в Индию (1497—1499)На пути к Мысу Доброй Надежды 8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона. Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов, принадлежащих Кастилии, но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах Зелёного мыса, где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло больше трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю.4 ноября корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако, португальцы вскоре вступили в конфликт с местными жителями, и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама. Значительно позже этот эпизод весьма подробно опишет Камоэнс в своей поэме «Лузиады». В конце ноября флотилия после многодневного шторма с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей. Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало, и поэтому (а также потому, что к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало) было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие три корабля. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья. 16 декабря 1497 года португальцы миновали последний падран, поставленный Диашем, а 25 декабря достигли области, ныне входящей в провинцию ЮАР Квазулу-Натал. Маршрут Васко да Гама во время Первого плавания в Индию Мозамбик и Момбаса Обогнув Мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые уже несколько сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского oкеана. Арабские торговцы повсеместно присутствовали на юго-восточном побережье Африки. Они обладали политическим и экономическим влиянием на местных султанов. Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана Мозамбика, но товары, которые португальцы могли предложить, не вызвали восторга у местных торговцев. Португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения. К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 30 человек.Малинди Продолжая плыть вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Долгое время и среди русских, и среди зарубежных историков считалось, что лоцманом был Ахмад ибн Маджид. Однако сейчас историки склоняются к тому, что Ахмад ибн Маджид не мог быть лоцманом Васко Да Гамы. Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).Падран Васко да Гама в районе Мыса Доброй Надежды Каликут, Индия Заморин Каликута встретил португальцев с почётом — военным парадом 3000 солдат, и удостоил Васко да Гама аудиенцией. Васко да Гама передал заморину подарки, которые, однако, не произвели впечатления на заморина. Мусульманские торговцы, бывшие при дворе заморина, указали, что подарки недостойны европейского правителя, а Васко да Гама похож больше на пирата, чем на королевского посла. Португальцы получили разрешение заморина на открытие торговой фактории, но их товары продавались плохо. С индийцами возникли споры по поводу пошлин, которые должны были платить португальцы. Разочарованный, Васко да Гама отплыл из Кожикоде, силой прихватив с собой около двух десятков рыбаков.Возвращение в Португалию На обратном маршруте португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный маршрут к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард. 7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар, а 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата — Паулу да Гама. В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной — выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.Падран, воздвигнутый Васко да Гама в Малинди на обратном пути из Индии Второе плавание в Индию (1502—1503) Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать ежегодные экспедиции в Индию. Экспедиция 1500 года (2-я Индийская армада Португалии) возглавляемая Педру Алвариш Кабралом заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы поссорились с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек. Союз с Каликутом сменился войной. Чтобы основать в Индии укрепления и подчинить страну, в 1502 году король Мануэл послал эскадру во главе с Васко да Гамой. Экспедиция включала двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана располагал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама, предназначались для охраны факторий. Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года. По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике, покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега. Маршрут Васко да Гама во время Второго плавания в Индию В октябре 1502 года флот прибыл в Каннанур. Местный раджа торжественно встретил португальцев и разрешил построить большую факторию. Загрузив суда пряностями, адмирал направился к Каликуту. Здесь он действовал решительно и жестоко. Несмотря на обещания заморина возместить убытки и сообщение об аресте виновников нападений на португальцев, адмирал захватил стоявшие в порту суда и обстрелял город, превратив его в развалины. Он приказал повесить на мачтах захваченных индийцев, отправил на берег заморину отрубленные у несчастных руки, ноги и головы, а тела выбросил за борт, чтобы их вынесло на берег. Через два дня Васко да Гама вновь обстрелял Каликут и принёс морю новые жертвы. Заморин бежал из разрушенного города. Оставив для блокады Каликута семь кораблей под командованием Висенте Содре, да Гама отправился в Кочин. Здесь он догрузил корабли и оставил в новой крепости гарнизон. Заморин с помощью арабских купцов собрал большую флотилию, которая 12 февраля 1503 года выступила навстречу португальцам, снова приближавшимся к Каликуту. Однако артиллерией кораблей лёгкие суда были обращены в бегство. В октябре 1503 года Васко да Гама вернулся с успехом в Лиссабон. Король, довольный добычей, повысил пенсию адмиралу, однако серьёзного назначения честолюбивому моряку не дал. Только в 1519 году да Гама получил земельные владения и графский титул. После возвращения из второго похода Васко да Гама продолжал разрабатывать планы дальнейшей колонизации Индии, советовал королю создать там морскую полицию. Король учёл его предложения в двенадцати документах (указах) по Индии. В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Однако после смерти Албукерки в 1515 году его преемники оказались алчными и неспособными. Получавший всё меньше прибыли новый король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королём 54-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Васко да Гаму сопровождали двое сыновей — Эштеван да Гама и Паулу да Гама. Сразу же по прибытии в Индию Васко да Гама принял твёрдые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Однако он не успел навести порядок, так как скончался от малярии 24 декабря 1524 года в Коччи. В 1539 году тело Васко да Гама было перевезено в Португалию и захоронено в монастыре Жеронимуш в лиссабонском предместье Санта-Мария-де-Белен.