Презентация к уроку история костюма на тему Костюм эпохи Средневековья. Романский период


Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплинТомск 2016Костюм эпохи средневековья -романский период IX—XII векаДепартамент по культуре и туризму Томской области ОГАПОУ ГКСКТИИПрезентация по предмету «История костюма»специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество». В V веке после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX века стало государство франков. Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию. На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом – подчиненным своего сюзерена - непосредственного господина.В XI веке, с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.Хлодвиг Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье - IX-XII века и позднее средневековье - XIII-XV века.В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени. Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. волокна из стебля коноплиДля средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета носили палачи.Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело - влияние христианства. В XII веке, после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет. Мужской костюмМужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, камиза была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, котт — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX века у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди. Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI века — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов – VIII-IX вв. плащ стал называться манто. В XII веке мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки. В конце XII века на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался ми-парти. В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи. рыцарь в кольчуге и шлеме-горшке с геральдическим символом Женский костюмВ самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру - покрывала, далматику — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X века, они стали подчеркивать фигуру. Женский костюм состоял из двух туник — нижней - котт и верхней - сюрко, которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI века появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам.В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи. В XII веке платье - котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом, на лифе не образовывались заломы.В XII веке еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. на мужчине: короткая верхняя туника с вышитой каймой, полукруглый плащна женщине: верхняя туника со швами, закрепленными кантами, плащ-накидка В XII веке во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — пигаш - их возникновение связывают с именем графа Анжуйского, которые распространяются во всей Западной Европе.ОбувьВ эпоху Каролингов - IX век - франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи.В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — ботт. Их шили из ткани или цветной кожи. ОбувьКрестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков. Первая обувь появилась 4000 лет назад и сделана была из цельного куска недубленой кожи. Каблуки появились на Ближнем Востоке, чтобы приподнять подошву от горячего песка. В Европе в 16-17 веках все каблуки были красного цвета. В 15 веке длина туфель определяла знатность вельможи. В результате многим приходилось привязывать носок к голени, что бы не спотыкаться. В Европе до 18 века женская обувь не отличалась от мужской. В 17 веке считалось высшим шиком носить 15-сантиметровые каблуки. Требовалось двое слуг ─ по одному на каждую сторону, ─ чтобы поддерживать человека на таких каблуках. Прародители кроссовок, кеды, впервые появились в Америке в 1916 году. Первые женские модельные туфли предназначались Королеве Виктории и появились в 1840 году.ИНТЕРЕСНОЕ ПРО ОБУВЬ Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI веке мужчины стали носить длинные, до плеч, волосы.Прически и головные уборыНа голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон куаф с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — кугель. Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Прически и головные уборыЗамужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями. Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных.Украшения Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром. Интересно! И все-таки мужчинам, а не женщинам принадлежит пальма первенства в искусстве украшательства. Украшения помогали отличить вождя от воина, царя от охотника Кольцо было знаком высокого сословного положения. Кольца-печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей.Молодожены скрепляли договор металлическим кольцом - именно этот факт становился решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии. В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали – какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо - якобы помогало от грыжи, и тем самым обозначали мужской пол ребенка.Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – наложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде. Костюм эпохи средневековья - романский период