Презентация по МХК на тему Европейская культура раннего средневековья


Европейская культура раннего средневековья.Темные века. Среди трагических сторон средневековой жизни: бесконечных феодальных и религиозных войн, произвола имущих и церкви, массовых эпидемий чумы и моровой язвы, постоянно нависающей кары Страшного суда и ожидания конца света — человек сред­невековья умел радоваться жизни, тянулся к свету и любви, ви­дел в красоте мира символы божественной красоты, умел само­отверженно трудиться, воздавая в большом и малом деянии хва­лу Творцу.  Если говорить о существенных изменениях в культурном климате Европы, то намного важнее окажется период конца 4 - начала 5 вв. Именно в это время христианство окончательно утверждается в Римской империи как официальная религия.Однако уже к середине 6 в. культурный подъём, вызванный легализацией христианства и запретом, а потом и гонениями как на традиционную греко-римскую религию, так и на иные культы (манихейство, гностические культы и т. п.) постепенно перешел в стадию спокойного эволюционного развития культуры. Христианство настойчиво распространялось во все более отдаленные уголки Европы, постепенно приобретая характер мировой религии. Именно с переходом к этому этапу и связывают понятие "темных веков". Культура "темных веков" обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать, если мы хотим сделать правильный вывод о развитии культуры в то время. Наиболее важны из этих особенностей следующие:1. Главными центрами развития культуры в это время стали монастыри. 2. Единственным языком, на котором создавались произведения различных жанров, в то время стал латинский язык. Причем это была не та латынь, на которой писали римские писатели "золотого" и "серебряного" веков. 3. Основной тематикой культурного творчества в это время становятся христианские сюжеты. 4. Характерной, хотя и не специфической особенностью культуры "темных веков" является ее практическая направленность. Любые памятники культуры создавались для того, чтобы удовлетворять конкретные запросы: хроники писались для того, чтобы увековечить деяния правителей или деятелей церкви; стихи предназначались для исполнения в качестве церковных песнопений. Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия. Романский стильВ V–XI веках господствовал романский стиль, продолжавший традиции культовой архитектуры римлян. Храм имел прямоугольное основание с пропорциями два к одному, как Ноев ковчег. Храм делился на три нефа, посвященные трем ипостасям Бога. Центральный неф имел пристрой в виде полусферической апсиды. Три продольных нефа пересекались поперечным нефом – трансептом, образуя форму креста. Для романского стиля были характерны толстые стены, отсутствие окон на первом этаже, узкие бойницеобразные окна верхних этажей, арочные своды, паруса, двускатные крыши. витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура. Архитектура меровингской эпохи Наиболее типичными для Меровингского искусства были баптистерии (в Пуатье, 4—7 вв.), крипты (например, Сен-Лоран в Гренобле, конец 8 в.) и церкви базиликального типа; в постройках часто использовались античные мраморные колонны. Крипта церкви Сен-Поль в Жуаре (Иль-де-Франс). 7 в. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство, в котором позднеантичные мотивы сочетались с чертами звериного стиля особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню. Лист из « Геласианского сакраментария» (Ватиканская библиотека). Середина 8 в. Каролингская эпоха искусстваВ эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781-783) и «Утрехтская псалтырь» (9 век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.Четыре Евангелиста (миниатюраАхенского Евангелия) Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии.  «оттоновское возрождение» Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Рейхенау. Готический стильВ XII веке утвердился готический стиль, получивший название от готов, наиболее культурного германского народа. Его отличительными признаками стали тонкие стены, стрельчатые своды, устремляющиеся ввысь, особые распорочные конструкции из контрфорсов и аркбутанов, башенки, фиалы, скульптурный декор, резные розы, чугунные переплеты окон, витражи. Контрфорсы выступали дополнительными стенами. От скатов кровли к этим подпорным стенам протягивались аркбутаны, что облегчало тяжесть кровли и позволяло возводить все более высокие храмы, отличавшиеся к тому же повышенной устойчивостью. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Барчуковой М.А. III ф/ф