Презентация по литературе Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина Уроки Французского


Урок литературы в 6 классе Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Уроки доброты Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время урокилягут на душу как маленького,так и взрослого читателя.В. Г. Распутин В.Г. Распутин Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Для любознательных «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» . Талантливый драматург Александр Вампилов. Лидия Михайловна Молокова настоящая учительница В.Г. Распутина - прототип героини в рассказе "Уроки французского". Словарная работа. Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие. Главный герой рассказа. Характеристика главного героя: ЧЕСТНОСТЬУПОРСТВОСМЕЛОСТЬСТОЙКОСТЬВОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ « Я нагнулся, тихонькоударил по ближней мо-нете…но опустить уже ее не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзадиколеном, и я неловко,склоненной вниз головой,ткнулся в землю. Вокругзасмеялись». Работа с текстом. Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:– Чем отличаются эти картины между собой? Как эти картины связаны с настроением и состоянием рассказчика?(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве) Антитеза (противопоставление) – это художественный приём характеристики героя в эпическом произведении: сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости. Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Умная и красивая«Особенное, какое-то сказочное существо»«Человек необыкновенный, не похожий на всех остальных»«Учительница… загадочного французского языка» Лидия Михайловна: СМЕЛОСТЬЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬДОБРОТАМИЛОСЕРДИЕЧУТКОСТЬЩЕДРОСТЬОТЗЫВЧИВОСТЬ Решилась на игру в замеряшки... Работа с фрагментами из фильма «Уроки французского» Как вы понимаете смысл высказываний: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой). «Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер). «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви). Обобщение материала: Почему рассказ называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница? Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Вывод:«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. Иди дорогою добра! Чтение стихотворения «Доброта». Добрым быть совсем не просто,Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста,Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце, светит,Радуются взрослые и дети. Домашнее задание: Написать сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Автор работы: учитель русского языка и литературы Сизова М.А. Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2