Презентация для методической конференции


Как найти подход к ученику? Методическая конференция25.05.2015г. Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу уже становится трудно заставить делать уроки. А в 11-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс.  Как часто нас мучают мысли: я отлично знаю предмет, добросовестно готовлюсь к каждому уроку, использую на уроках мультимедийный проектор, интерактивную доску, показываю фильмы, печатаю карточки до полуночи - «выворачиваюсь наизнанку», а дети не слушают! Кто-то «сидит» в телефоне, кто-то разговаривает, а кто-то откровенно зевает….А главное: никакой отдачи!!! Кто я? Я – звезда! Я умная, я всё знаю, а дети не слушают! Значит, организационная составляющая моих уроков слаба! Я не умею мотивировать !Моя компетентность на низком уровне! Что делаю я ? Принципиально ставлю «двойки» и «тройки» - он же не учит!!!Задавила плохими оценками настолько, что ученик возненавидел предмет, учителя, школу!!! А он способный, или запущенный, или дома никому не нужный!А что сделала я, чтобы обнаружить и развить его способности?! Что делать? Повышать свой профессиональный уровень: составлять программу саморазвития, а не решать спонтанно возникающие проблемы.Читать литературу по психологии: где есть рекомендации даже о том, как посадить детей; как понимать свою задачу и задачу ученика. Когда ученик не хочет учиться? Отстал и не может нагнать программу, а потом потерял интерес к предмету;В силу своих умственных способностей нуждается в облегчённой программе;Учитель не в силах увлечь своим предметом учеников;Ученику не интересен сам учитель, а потом уже и его предмет;Ученик педагогически запущен – к психологу. Компетентность учителя – умение добиться результата, то есть компетентность – это знания, приведённые в действие! Тогда ты – профессионал!!! Кто виноват — учителя, родители  или применяемая методика обучения?Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к которым приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха. Что такое успех и зачем он нужен на уроке Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Успех меняет человека.Он делает человека уверенным в себе,придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше.Джой Бразерс Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;стимулировать работоспособность;корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха. Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках Похвала Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ". С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность ("Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя"). Коллективная похвала Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект. Прием "Эврика" Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ. Самостоятельный выбор задания Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей. Обучение самовнушению Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть. Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.  Помните!!!