Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель года- 2015


МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа имени С. Н. Горохова»Среднеколымского улусаТарасова Ольга Владимировна,учитель русского языка и литературы2015г.Развитие критического мышления обучающихся через синквейн Цель и задачи ФГОС ОООПолное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе Планируемые результаты:три основные группы ЛИЧНОСТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальн.);границы собственногознания и «незнания»Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРегулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваПознавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятиеПРЕДМЕТНЫЕОсновы системынаучных знанийОпыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знанияПредметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к изучению русского языка воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы). Все эти цели не могут быть достигнуты без развития критического мышления учащихся. Критическое мышление1. критическое мышление есть мышление самостоятельное.2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. 3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить4. критическое мышление есть мышление социальное.5. критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Первая стадия – ВЫЗОВ.Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия –ОСМЫСЛЕНИЕ.Эта стадия позволяет ученику: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями; - искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия –РЕФЛЕКСИЯ.Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Из истории синквейна Актуальность опытаСинквейн - наиболее эффективный способ диагностики знаний, умений, навыков Цель опыта- обогащает словарный запас;- подготавливает к краткому пересказу;- учит формулировать идею (ключевую фразу);- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;- получается у всех. Преимущества синквейна Воспитательный потенциал синквейна Структура дидактического синквейна1 строка – одно существительное (тема).2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строке.5 строка – одно слово – ассоциация, слово-резюме, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное Пример дидактического синквейнаВ ней есть поучительный смысл.Сказкаволшебнаянароднаярадуетучитволшебствоинтересует {E269D01E-BC32-4049-B463-5C60D7B0CCD2}2013 -2014Введение синквейнов в 5-9 классы на уроках русского языка и литературы.Выбор дидактического синквейна. Использование синквейна на стадии рефлексии.2013-2014 2 и 3 места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.100 % сдача общего государственного экзамена, 9 класс 2014-2015Составление синквейнов по прочитанным произведениям. Участие на Региональном НПК «Колымский исследователь-Инникигэ хардыы» Этапы реализации Синквейны: 5-6 классы 1. Сказка2. Волшебная, народная3. Радует, учит, интересует4. В ней есть поучительный смысл.5. Волшебство. Недостатки синквейна

«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню». Жан Жак Руссо