конкурсное задание Методический семинар на Республиканский конкурс Учитель математики 2015


Из опыта с одаренными детьми( подготовка к олимпиадам)Шулаева Е.Н., учитель математики г.Зеленодольск РТ «Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования» Б. Ничипоров Одаренность – явление. Одаренные дети – проблема? Одаренность - открытие в себе духовной жизни и способность творчески, то есть самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир.Талант – дар легко, быстро и ярко выражать то, что проносится через внутренний мир человека. (И.А.Ильин) Система  работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:  выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений; изучение индивидуальных способностей  и возможностей одаренного ребёнка; изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;развитие творческих способностей на уроках;развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);создание условий для всестороннего развития одаренных детей.формирование банка данных одарённых детей школы. Технологии , которые я применяю на уроке: 1.Личностно- ориентированное обучение;2.Проблемное обучение;3.Развивающее обучение;4. Компетентностный подход; Личностно- ориентированное обучение дифференцированный подход к каждому ученику, возможность одаренным детям проявить себя.поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - таково должно быть убеждение учителя);создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость);исключение прямого принуждения, учитель не должен ставить акценты на отставание и на другие недостатки ребенка, необходимо понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству ("Ребенок хорош, плох его поступок");предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться"). Проблемное обучение. 1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Все принимает характер открытия: надо самим искать и находить нужную теорему; осмысливать определения , аксиомы, правила. 3. Такая учебная деятельность в итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития. Развивающее обучение; это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития.Ведущие идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию. Компетентностный подход Развитие способностей ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Одно из направлений моей работы- подготовка к олимпиадам. Олимпиады- одна из наиболее эффективных и массовых форм внеклассной работы с учащимися.не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение предмета. это школа мышления и хороший учитель должен помочь ученику развить вкус к самостоятельным логическим рассуждениям. Цели проведения математических олимпиад: Расширение кругозора учащихся;Развитие интереса учащихся к изучению математики;Повышение математической культуры, интеллектуального уровня учащихся;Выявление учащихся , способных к математике, для организации индивидуальной работы с ними. Как я готовлю учащихся к олимпиадам? Я считаю, что глубоко неправы те учителя, которые при проведении уроков не уделяют внимания подготовке учащихся к олимпиадам. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика.Например, при изучении темы» Объемы тел» можно предложить задачу: « Найти объем пирамиды, у которой боковые ребра образуют между собой углы по 90 градусов, а сами ребра имеют длины соответственно 3,4,5 см.» Как я готовлю учащихся к олимпиадам? В свои уроки и в домашнее задание обязательно включаю задачи, требующие нестандартного мышления. Во время уроков и дополнительных занятий стараюсь предложить учащимся нестандартные подходы в решении различных типов задач, вызвать у них потребность в поиске нестандартных методов решения.Провожу собеседование и предлагаю всем желающим заниматься решением задач во внеурочное время, во время проведения муниципальных туров олимпиад и не только. Качества, которые необходимо развить в ребенке, для успеха в олимпиаде: С одной стороны, нужна, конечно, креативность, талантливость, способности. А с другой стороны так же, как человек, если он блестящий музыкант, он не может играть, если он не играет ежедневно гаммы, и у него нет соответствующей техники. То же самое и с олимпийцами. Если они медленно или некачественно, с ошибками выполняют простые задания, то, естественно, они не добьются успеха. Успешное выступление на олимпиаде предполагает: а) психологическую подготовку школьника к выполнению нестандартных заданий;б) математическую одарённость;в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;г) математическую грамотность участника, умение строго записать решение задачи;д) успешное овладение школьником изучаемых разделов математики. Рекомендую учащимся: читать дополнительную литературу по теории, вести поиск задач, решать их самостоятельно, говоря им: «Учиться надо не тому, что легко получается. Ценно ваше напряжение сил.»Особенно важно, чтобы ребята знали общую идею, лежащую в основе всех методов и способов решения задач: решая новую задачу, сведи её к одной или нескольким ранее решенным задачам. можно конечно, прорешать задачи конкретной олимпиады, запомнить их, в надежде встретить знакомый тип задач. Но можно совсем по-другому: понять самую суть задачи, построить цепочку рассуждений, ведущих к ответу и тем самым тренировать свои логические способности. Часто повторяю своим ученикам слова Джорджа Полиа : «Чтобы научиться решать задачи, надо их решать» Принимая участие в комиссии по проверке олимпиадных работ, я систематизирую и анализирую материалы олимпиад различного уровня, стараюсь объяснить решения заданий своим ученикам.По текстам олимпиадных работ провожу олимпиады в классе, для тех кто хотел попасть на городскую олимпиаду, но не прошел на нее. В течении учебного года провожу олимпиады и матем.бои среди учащихся своих классов. Уделяю внимание задачам динамического характера, когда одна задача берётся в качестве основной и составляются подзадачи типа: подбери новые вопросы к условию, составь более общую задачу, сформулируй вопросы, которые раскрывают частные случаи и т.д Стараемся принимать участие в течение года во всех олимпиадах, конкурсах, про которые появляется информация, понимая, что нельзя зацикливаться на городском уровне, надо расти дальше. Рекомендации участнику олимпиады: Внимательно изучи текст предложенных задач.Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.Решили задачу- сразу оформляйте её решение. Это поможет вам проверить логику и освободить мысли для других задач.Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.Задача становится проще, если её окружить родственными задачами. ЕСЛИ ВАС НЕ НАГРАДИЛИ, ТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ СЧИТАЙТЕ СЕБЯ «ПОБЕЖДЕННЫМИ»,- ОЛИМПИАДА НЕ ЗНАЕТ ТАКОГО ТЕРМИНА! 2 чел. 5чел. 1 чел. 2013-2014 год Учебный год Победитель Призер Республика(участник) 2009-2010 год 2 чел. 4 чел. 1 чел(4 место) 2010-2011год 2 чел. - 1 чел. (3 место) 2011-2012 год 2 чел. 4 чел. 3 чел. 2012-2013 год 1 чел. 3 чел. 1 чел. 2014-2015 год 2 чел. 4чел. 2 чел. Результаты муниципального тура республиканской олимпиады по математике моих учеников за 6 лет.