Презентация урока-дискуссии на тему Октябрь 1917 г. глазами современников и потомков. Поиск истины


Автор урока: Лопатина Анна Алексеевна, учитель истории, обществознания Урок-дискуссия.Октябрь 1917 г. глазами современников и потомков. Поиск истины. «В ком сердце есть – тот должен слышать время…»О. Мандельштам ОКТЯБРЬ 1917 г. глазами современников и потомков. Поиск истины.Урок - дискуссия Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков и самостоятельной работы учащихся знания о значении Октябрьской революции. Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.Воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию и гуманистическое мировоззрение учащихся.Воспитывать толерантность. Оборудование урока *Презентация к уроку по теме* Видео «Штурм Зимнего дворца»* Запись выступления В. И. Ленина «Что такое советская власть»* Проект «Октябрь 1917 глазами нашего времени»* Выставка книг по теме урока Форма урока - дискуссия Основные понятия: Дискуссия – обсуждение важной темы, спорного вопроса на собрании, спор. В переводе с латинского слово означает исследованиеДебаты – спор, прения, обмен мнениями, выработка аргументов и контраргументовАпеллировать – обратиться за советом Правила ведения дискуссии: Не допускать выпадов против личности Высказываться четко, кратко по теме Дать высказаться всем желающим Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно Постараться проанализировать разные точки зрения на проблему Основные вопросы: Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа? Как отнеслась к Октябрьской революции русская интеллигенция? Какую позицию по отношению к Октябрю заняли писатели и философы? Как современники Октября и потомки оценивают действия большевиков и роль В.И. Ленина?Как оценивают Октябрьскую революцию наши современники, Вы лично?В чём сегодня актуальность данной темы? Основная педагогическая технология – технология проблемного обучения При работе с данной технологией выделяю четыре взаимосвязанных этапа:1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы. Главные методы и способы организации познавательной деятельности учащихся Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками и художественными текстамиИсследовательский проектИнтерактивные методы обучения Три этапа дискуссии: Дискуссия с элементами игрового моделирования (цель – взглянуть на проблему глазами современников)Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Командная дискуссия (дебаты). Так что же есть Октябрьская революция: «Праздник угнетённых и трудящихся» или «Окаянные дни»? Американский историк Г. Пайпс «Незамеченная революция» «Октябрь 1917 г. является переворотом, путчем большевиков, т.к. Революцию нельзя запланировать, она всегда стихийна. А в октябре 1917 г. – это хорошо подготовленный путч… Революции не делают заговорщики. Это массовое народное движение, которое не возможно запланировать…» Российский историк П. В. Волобуев «Октябрь 1917 г. – это великая народная социальная и антибуржуазная революция, оказавшая огромное влияние на мировое сообщество». Есть мнение, что Революция 1917 г. – часть системного кризиса империи…. Кризис империи назревал весьма долго, незаметно. А проявился чрезвычайно резко… Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» , а затем –возглавить её… /П. Волобуев/«Нет! Эти люди – не заговорщики. Они не конспирируют, они действуют смело, открыто, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию на заводе, в казармах, на фронте. В стране – повсюду. Они открыто назначают день захвата власти…. Они –заговорщики? Никогда!» /Д. Рид/ Историческое значение Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, вполне вероятно, что историки будущего назовут её величайшим событием ХХ века… И еще долго будут спорить и резко расходиться в оценках её. Одни будут прославлять как веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу… /Э. Карр/ Общие выводы: Любые потрясения в обществе – это тяжелое испытание для народа.Октябрьские события 1917 г. невозможно оценить однозначно.Процесс исторического развития остановить не возможно. Итоги урока: Учащиеся представляют тему обсуждения и намечают план выступления.Формулируют суждения, ищут правильные, убедительные аргументы.Говорят спокойно и анализируют выступления оппонентов.Внимательно выслушивают чужие мнения и задают вопросы.Уважительно относятся друг к другу.Подводят итоги дискуссии и признают свою неправоту.