Презентация на тему Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея техникума


СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»Презентация на тему:«Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея техникума»Выполнила преподаватель историируководитель историко-краеведческого музея Курапина Наталья Венедиктовна 2015 г. Эпиграф: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»К.Д.Ушинский Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у подростков. Характерной чертой музея любого образовательного учреждения является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет обучающийся. Музей образовательного учреждения имеет ряд особенностей: Первая особенность - это его учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного труда обучающихся и педагогов, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы. В нем все предназначено для обучающихся и в основном собрано и сделано ими. Экспонаты музея, его фонды - это и учебно-наглядные пособия для уроков истории, географии, внеклассных мероприятий по краеведению. Особенности музеев образовательных учреждений Вторая особенность - сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы обучающихся, и созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей подростков по пути приближения их к исследовательской деятельности. Третья особенность – музей образовательного учреждения - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов учебной программы. В 70–80-х годах музеи существовали во всех образовательных учреждениях, их признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В 90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в нашем учебном заведении. В 2006 году музей возродили. Он был создан, как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей общественности, а именно, от Совета ветеранов Великой Отечественной войны. Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов техникума, музей в 2006 году был перепрофилирован и сейчас посвящен истории нашего учебного заведения, ярцевчанам Героям Советского Союза, выпускникам техникума-участникам локальных конфликтов. Особое внимание уделяется жизнедеятельности нашего знаменитого земляка, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Константина Николаевича Титенкова. В 1985 году его имя было присвоено СПТУ-14. Именно так называлось наше образовательное учреждение в те годы. Цели деятельности историко-краеведческого музея техникума:- гражданско-патриотическое воспитание студентов; - формирование социальной активности обучающихся;- интеллектуальное развитие подростков путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Данные цели реализуются посредством решения ряда следующих задач:- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом своего родного края; - развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работа с историческими документами; - воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию. Этапы организации работы в музее: Первый этап работы по привлечению подростков к работе в музее – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на студентов 1 курса. В доступной, увлекательной форме старшекурсники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда. Первокурсников привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, составлению отчетов по экскурсиям и походам по родному краю. Этапы организации работы в музее:Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея обучающихся, проявивших интерес к краеведению. Обучение проходят студенты 1 и 2 курсов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. В зависимости от интересов и склонностей обучающиеся выбирают направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего города», «История родного техникума», «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки», «Участники локальных войн-наши выпускники», «Ярцевчане - Герои Советского Союза». Этапы организации работы в музее:Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Студенты 2-3 курсов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций, проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности обучающиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Этапы организации работы в музее: Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности обучающихся ставятся следующие задачи:выявление подростков, предрасположенных к исследовательской деятельности; создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации; развитие познавательной активности и интереса обучающихся; развитие творческих задатков и коммуникативных способностей обучающихся; развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений. Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014 уч. годуКонференции и семинарыМай 2013Областная студенческая конференция «Боевая летопись Смоленщины». Студентка группы ТОП-2 Прудникова Анна заняла 3-е призовое место со своей работой «И россы пред врагом твердыней грозной встали…». В работе содержался исследовательский материал по сражениям войны 1812 г. на территории Смоленской области. Студентке много пришлось поработать с архивными документами.04.02.2014Областной семинар по духовно-нравственному воспитанию «Проблемы и перспективы внедрения дисциплин духовно-нравственного направления в профессиональном образовании» Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.25.04.2014 Студенческая научно-практическая конференция «Математические знания в науке и технике: история и современность» (международный уровень).Тема работы «Курош А.Г. – великий математик земли Смоленской»29.04.2014Студенческая научно-практическая конференция «СССР во Второй мировой войне» (уровень техникума). Обучающиеся представили свои исследования по теме «Роль СССР в разгроме немецко-фашистских захватчиков». Это были и презентации, и доклады с приложениями, и видеоролики. Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.09.05.2014 Состоялось торжественное шествие на площади победы города Ярцево «Бессмертный батальон». Студенты техникума несли в руках портреты своих родных и близких, ветеранов - участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла. 20.05.2014 Научно-практическая конференция «Шаг в науку» по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвящённая 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (региональный уровень). Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.14.10.2014 – 16.10.2014XX юбилейная международная научно-практическая конференция «Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»08.12.2014«Декабрьские чтения», посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентка гр 9П-2 Орлова Анастасия выступила с презентацией «К.Н.Титенков – воздушный богатырь». Это была исследовательская работа, посвящённая жизнедеятельности ярцевчанина, выпускника школы ФЗУ 1929 г., Героя Советского Союза, К.Н. Титенкова. Конкурсы и проекты:Областной конкурс «Познай себя через культуру» в рамках 2014 года – «Года культуры». Номинации:«Лучшая фотография «В объективе культура»«Улицы родного города»2. Конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма» (всероссийский уровень).3. Конкур эссе (сочинений) по теме:«Герои-победители в моей семье (в моём городе) (всероссийский уровень)4. Конкурс «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма». Студентка гр.9П-2 Венгелевских Юлия заняла 1-е место со своей работой «Суд над фашизмом» Проведение массовых мероприятий на базе историко-краеведческого музея:Экскурсии: Страницы воинской доблестиСвязь времен – память поколенийЭтапы становления Ярцевского техникума«История техникума в лицах»2. Встречи с интересными людьми: Вечера встречи выпускников «Вами гордится техникум»Встреча с ветеранами педагогического трудаВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла (Совет ветеранов ВОВ) Конкурсы: «Подари музею реликвию» «Фотографией застыла память…» (конкурс фотографий) «Наш музей» (конкурс видеороликов о музее) Классные часы:- Город Ярцево и Ярцевский район в годы Великой Отечественной войны- Идет война народная, священная война- Дети войны - К 90-летию Ярцевского индустриального техникума (По волнам нашей памяти) - Наши выпускники-участники Афганской войныВнеклассные мероприятия: «У войны не женское лицо»«И россы пред врагом твердыней грозной встали…»«Они сражались за Родину»«Титенков К.Н. – воздушный богатырь» - Творческие конкурсы: «Во славу Отечества» «Никто не забыт и ничто не забыто» (конкурс чтецов)Акции: «Живые голоса войны»«Листовка»«Ищу героя»«Бессмертный батальон»- Литературно-музыкальные композиции«Этот день Победы»«Эхо минувшей войны»- Историко-краеведческие викторины«Знай и люби свой край»- Тематические лекции, беседы«Города воинской славы»«Память сердца»«Они защищали Отечество» Среди других проектом, выполненным студентами на базе музея техникума, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, подростки берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как восстанавливались наша область и город. На традиционных торжественных шествиях, которые проводятся в мае, присутствуют ветераны войны, жители города и района. Для обучающихся это не просто чужие, неизвестные участники войны, а люди им близкие, о которых именно они собрали материал.   Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях и героическими подвигами своих соотечественников. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача музея образовательного учреждения и краеведения – найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть гражданско-патриотическое воспитание Эффективность деятельности историко-краеведческого музея СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в 2013-2014 уч. годуПосещение музея студентами Выставочные экспозиции, заинтересовавшие студентов в 2014-2015 учебном году (%) Мониторинг посещаемости музея по учебным группам 1-го курса (% студентов, посетивших музей)в 2013-2014 учебном году Мониторингиспользования материалов музея классными руководителями для подготовки и проведения классных часов и внеклассных мероприятий 2013-2014 учебный год2014-2015 учебный год Наличие и обновление информации о работе историко-краеведческого музея на официальном сайте СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»http://yarcevskiytexnikum.ru/muzey В заключение хочу сказать, что в марте 2015 года в городе Ярцево состоялся районный смотр-конкурс школьных музеев, в котором принял участие и наш техникум. 17 марта прошёл круглый стол с приглашением всех участников смотра-конкурса. По его итогам наш техникум занял 3-е призовое место среди 11 средних общеобразовательных школ. Библиография: Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – 112 с.Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65. Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий. – 2008. - № 3. – С. 28-32. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с. Коленкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 12-14.Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001. – 180 с.Нестеров А.П. Чтобы видеть, знать …(из истории детского туризма и экскурсий) // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 14-24.Попович Ю.А. Н.К. Крупская и детский туризм // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №3, 1997. – С. 4-5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. – М.: Просвещение, 1974. – 136 с.Сичинова В.А. Экскурсионная работа (из опыта). – М.: Просвещение, 1981. – 94 с.Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с.Яковченко Р.Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы // Мир экскурсий. – 2008. - № 2. – С. 13-18.      СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!