Презентация по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


МБОУ Роговская СОШ Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Выполнил: учитель русского языка Большакова Л. А. 2013 год ЦЕЛЬ: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.Задачи урока:образовательные: познакомиться со структурой сложноподчинённых предложений с придаточными определительными; формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными; закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными; закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;развивающие: тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточными определительными;развивать мыслительные навыки;воспитательные: расширить кругозор учащихся; учить выражать личностное отношение к окружающему миру; поддерживать мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.   Тип урока: урок объяснения нового материала.Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. О с н о в а т е х н о л о г и и – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. План урока: Фаза Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы и методы Вызов 1. Слово учителя.2. Активизация знаний.      1. Вспоминают, что знают о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.   1. Мозговой штурм.   2. «Верные и неверные утверждения». 2. Целеполагание. Осмысление 1. Предлагается текст с теоретическим материалом о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. 2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».3. Даются задания.  Инсерт. Ведут записи.Рефлексия: дополнение кластера. 2. Диалог. 3. Выразительное чтение текста, его комплексный анализ. 1. Активное чтение. Индивидуальная работа.Таблица.Групповая работа.Дискуссия.2. Групповая работа. 3. Индивидуальная и групповая работа. Рефлексия 1. Предлагается кластер.   1. Ведут записи.   1. Возврат к полученной информации по теме.2. Творческая работа. “Восстановление слепой схемы” (работа в парах) СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………… бессоюзные сложносочиненные …………… …………… …………… обстоятельственные союзные сложноподчиненные определительные изъяснительные “Маркировка предложений” Определите виды предложений: ПП, ССП, СПП, БСП.Всё кругом знакомо, ничто не изменилось.Грач относится к тем птицам, которые живут стаями.Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей.Я поднял книгу, которая упала со стола.1-БСП; 2-СПП; 3-ССП; 4-ПП; 5-СПП.- Поставьте вопрос и определите тип придаточных. Тема урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.Д. С. ЛихачевЦели урока:узнать, от чего задаётся вопрос к придаточным определительным (от всей главной части или от одного слова);узнать, есть ли указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения с придаточными определительными;определить место придаточных определительных в составе сложноподчинённого предложения;определить место союзного слова который в придаточной части. Работа с таблицей Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами куда, откуда, когда, кто, что, где. Отвечают на вопрос какой? Присоединяются к главной части только при помощи союзных слов который. Имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: после определяемого слова. Что такое «определяемое слово»? К определяемому существительному могут прибавляться указательные слова тот, такой. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, все, всё, весь и др.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова. «V» - знал «+» - узнал «?» - хочу узнать Работа с текстом (1)В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. (2)Он любил ясные дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших листьев. (3)Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. (4)Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. (5)Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. (Из периодической печати) -Внимание. Продолжаем готовиться к ГИА.Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. Какой частью речи является слово опавших в предложении 2?1) прилагательное; 2) наречие; 3) существительное; 3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании моросит подолгу в предложении 3. 4. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. (Чувства) 4) причастие (Примыкание) (Предложение 5) Конструирование сложноподчинённых предложений с придаточными определительными 1 группа: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, подобрав союзное слово по смыслу, запишите, расставляя знаки препинания.Литературный язык сформировался в 19 веке. Тот литературный язык дошёл до нас благодаря бессмертным произведениям А. С. Пушкина.Классики русской литературы создали прекрасные произведения. Герои являются отражением характеров той эпохи. 2 группа: исправление речевых ошибок. Прочитайте предложения. Какие речевые недочёты в них вы нашли? Исправьте предложения. «Евгений Онегин» - роман в стихах, в котором Пушкин создал лирический образ Татьяны, которая является его нравственным идеалом. А. С. Пушкин своим романом вызвал неоднозначную оценку критиков, который полностью был издан в 1833 году. Кластер Домашнее задание §10;(по выбору) упр. 99 или выписать из художественной литературы 5 СПП с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.