Презентация к уроку естествознания для 11 класса «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»


Социальные нормы и отклоняющееся поведение. (урок в 11 классе, профильной группе, учитель Трофимова). Цели урока. Образовательные: -усвоение учащимися понятий темы: социальные нормы, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальный контроль, санкции. - понимание учащимися необходимости социальных норм, их функций - знание видов социальных норм на основе разных классификаций; знание видов санкций и социального контроля; -понимание и осознание роли самоконтроля в обеспечении соблюдения социальных норм; -знать и различать виды девиантного поведения –позитивного и негативного; - понимание социальной и личностной опасности различных видов негативной девиации; Развивающие: -навыки: -работы в парах - анализа информации - перевода материала из словесной формы в графическую - выделять причинно- следственные связи - вести аргументированный спорВоспитательные:- формирование ответственности как социального качества личности - создание ситуаций морального осуждения асоциального поведения Тип урока: формирование новых знаний Вид урока: лекция с использованием компьютерной презентации, с элементами аналитической беседы, с элементами практического занятия .Основные понятия: Социальные нормы, мораль , право, обычаи, традиции, санкции, самоконтроль девиантное поведение, делинквентное поведение, конформизм, преступность, алкоголизм, наркомания, социальный контроль, санкции, агенты и институты социального контроля, инновация, ритуализм, ретритизм. Изучение новой темы. Этапы Приёмы и средства обученияВводно-мотивационный этап Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы. Слайд №1,21 этап. Понятие, признаки, виды и функции соц. норм. Лекция с элементами беседы (Слайд № 2-7)Работа в парах по составлению таблиц « Виды социальных норм» , «Сходство и отличие норм права и морали». Обсуждение в парах и презентация ответов функций соц. норм. В выводе фиксируется необходимость социальных норм для жизнедеятельности общества.2 этап. Девиантное поведение: понятие, виды, причины негативного девиантного поведения.(Слайды8-10)Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: работа в группах по выявлению биологических, социальных и психологических факторов негативной девиации; работа с текстами источников и ответы на вопросы к ним(Шаблоны ЕГЭ 2008г) (см. приложение.) Сообщения учащихся об отдельных видах отклоняющегося поведения, обсуждение в группах их социальной опасности. 3 этап. Социальный контроль: понятие, виды, методы. (Слайды11-13)Лекция учителя, составление таблиц (перевод информации из словесной формы в графическую) . Беседа с учащимися о роли самоконтроля, совести как проявлении самоконтроля. Обсуждение смысла высказывания Сенеки и Юния(см. приложение). Вывод о функциях социального контроля 4этап. Санкции: понятие, виды. (Слайд № 14) Работа учащихся с материалами слайда, моделирование ситуаций и иллюстрация примерами . 5 этап Заключительный. Коллективное обсуждение проблемного вопроса . Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Приложение . С1-4 Для того, чтобы в мире шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью соц. контроля. В социальной жизни действуют три основных типа процессов соц. контроля : 1) процессы, побуждающие индивидов к восприятию, освоению и осознанию нормативных ожиданий своего общества; 2) процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные санкции. Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те или иные системы мышления. Чувств и поведения, которые характерны для культуры и общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей прежде всего является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления человек начинает всё более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. По мере того как человек «погружается» в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а её нормы – своими нормами. Таким образом, социальный контроль превращается в самоконтроль. Социальные институты также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собственное представление о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек живёт несколько в ограниченном мире, в той степени, в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. (Волков Ю.Г. и др.) С1. Опираясь на текст, сформулируйте две цели соц. контроля.С2. Какие типы процессов соц. контроля и формы контроля выделяют авторы?С3.Опираясь на текст, раскройте сущность превращения соц. контроля в самоконтроль. Укажите, какие два фактора, по мнению авторов, влияют на этот процесс.С4. Авторы упоминают формальные и неформальные санкции. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три их типа и приведите пример каждого из них. Приложение. Выбери одну из предложенных тем и напиши эссе. С8. Социология. «Этикет – больше эстетика, чем этика, больше зрелищность, чем мораль» И.Н.Шевелёв.С8. Социология «Внеобщественный человек не может иметь морали»Вольтер. С8« Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» ( Сенека)С8.« Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом» ( Ювенал Децим Юний)С8.« Малейшие дозы спиртных напитков уничтожают возможность возникновения счастливых мыслей, убивают их в зачатке» ( Г. Гельмгольц)С8. «Во всём нужна мера» (Солон)С8. «Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (Мережковский И) Социальный контроль , социальные институты и социальные нормы В пределах данной темы будут рассмотрены следующие вопросыпонятие социальных нормфункции социальных нормклассификация социальных санкциипонятие девиантного поведения, его причины, природа и видыформообразующие функции социальных норм, их необходимость для обществанормы социального поведениясвязь социального контроля и социальных институтов обществаагенты и инструменты контроля, формы последнегометоды контроля, понятие формального и неформального контроляфункции и структурные элементы основных институтов общества Человекобщество потребности Многообразная деятельная активность по удовлетсворе-нию своих потребностей Многообразные формы взаимо-действия индивидов Связи между различными социаль-ными группами (или внутри них) Общественныеотношения взаимодействие Возникновение группы людей не происходитабстрагированно от появления противоречивых интересов их членов Необходимости нормативного регулирования , то есть возникает необходимость в социальном контроле как таковом Социальный контроль- это механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий,который включает в себя такие понятия, как социальные нормы, санкции и власть Социальные нормы- это общие правила и образцы социального поведениялюдей в обществе, обусловленный общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей Стабилизирующая функция Охранительнаяфункция свойства Правовыеэтическиеполитические Религиозныеэстетическиекорпоративные Необходимость наличия социальных норм и понятие соцконтроля, соцнорм Нормы - это некие идеальные образцы поведения (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить , думать, чувст-вовать и думать в определенной ситуации, зависят от масштаба Первый тип - это нормы , которые возникают и существуют только в малых группах(молодежных тусовках, компаний друзей, компаний друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах) Например, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927-1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищине держись со «своими» официальноне изготавливай изделий больше, чем твои товарищине говори начальству то,что может навредить членам группыне общайся с начальством чаще, чем со «своими» Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, это обычаи, традиции , нравы, законы, этикет, манера поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикетБолее того, сущетсвуют еще и общенациональные традиции и нравы. 1 Складываются исторически и закономерно2 обусловлены общественно3 тесно связаны с уровнем политического, экономического, социокультурного, этнологического развития общества4 в процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах\5 социальные нормы в той или иной степени являются обязательными для исполнения теми,кому обусловлены6 имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации7 действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений8возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей9возникают в процессе исторического развития10не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени 11их содержание соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества естественные технические социальные Функции социальных норм Интеграция людей в группы, а группы в общество, то есть интеграция людей в единую общность,коллектив Стражники порядка Стражники ценностей Регулирует общий ход социализации Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе (нормы - это также обя-занности одного лица по отношению к другому или другим лицам, накладывают определенные обязательства, формирует определенные отношения между начальством и товарищами)Нормы формируют систему социального взаимодействия , которая включает (мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства (смысл- от соблюдающего ту или иную норму человека ждут вполне однозначного поведения) Нормы-это правила поведения, а ценности - это абстрактные понятия того, что такоезло, добро, правильное, неправильное и прочее Честь и достоинство семьи- одна из важнейших ценностей человеческого общества. Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, забота о ней первейшая обязанностьзабота о семье - сила , храбрость, высокая оценка окружающими, повышается социальный статуснеспособный защитить домочадцев - презрение, статус резко снижается Социализация - процесс становления личности путем включения последней в социальные группы, усвоением принятых в последних социальных норм и образцов поведения Контролирование девиантного поведения Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют Как стандарты поведения(обязанности и правила) Как ожидания поведения (реакция других людей) К л а с с и ф и к а ц и я 1 В зависимости от строгости соблюдения исполнения социальных норм Легкое наказание Жесткое наказание Неодобрениеухмылканедоброжелательный взгляд Изгнание из странытюремное заключениесмертная казнь Обычаиманерыэтикеттрадициигрупповые привычкинравынравызаконытабустроже всего - нарушение табу и юридических законов (убийство человек, оскорбление божества)мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные ценности (отказ включать верхний свет или закрывать внешнюю дверь) 2 По направленности предписывающие запрещающие Запрет на убийство человека Получить образование 3 По форме формальные неформальные Человек в РФ получает гражданские права с 18 лет В день свадьбы принято одевать белое платье Обычаи - это правила, которые . Нормы обычаев -это правила поведения , вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Их реализация обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами Основа, возникновение и регулирование 4 Нормы морали - это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями. Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в различных священных ккнигах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Правовые нормы - правила поведения, установленные или санкционированные государством , а иногда и непосредственно народом , реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Право неразрывно связано с обязанностями, выполняя которые индивид несет определенную ответственность. Право - это то, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.Обязанности регламентируют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Ритуалы - правила поведения, в которых самым главным считается заранее строго заданные форма его исполнения Обряды - правила поведения, заключающиеся в выполнении некоторых символичнсикх действий, все это несет идеологическую (воспитательную цель, оказываясильнейшее влияние на психику ребенка 5 По степени обязательности Норма-правило Норма-ожидание На собеседовании с работодателем претендент на место в компании должен показать свою заинтересованность и следовать правилам приличия, а в иностранной фирме - правилам этикета той или иной страны На свадьбу невеста традиционно одевает белое платье, а жених -черное Шаблоныповедения 6 По времени возникновения ритуалы обряды обычаи Религиоз-ные нормы Нормы морали Правовые нормы Корпоратив-ные нормы Появление государства Фетиш - поколение реально существующему существу Тотемизм - поклонение животному или растению Анимизм - вера в духов , душу или всеобщую одухотворенность природы Боги -политеистические (языческие) и моно-теистические религии Девиантное поведение (деликвентное, отклоняющиеся) Конформистское поведение - поведение, основанное на согласии с общепринятыми нормами. Именно в достижении конформизма и заключается одна из целей социальных норм Это такое поведение , которое не соответствует требованиям социальных норм или наборам норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе (совокупность преступных деяний индивида) Девиантное поведение пьянство преступности проституция гомосексуализм самоубийство Девиантное поведение Позитивный характер Негативный характер Изобретениеоткрытие атомной энергетикитворческая деятельность поэта Преступностьпьянствонаркомания Девиантное поведение Деструктивный тип Асоциальный тип Причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и т. п) Поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины) Делинквентное поведение - это совокупность всех преступных деяний индивида Причины отклоняющегося поведения В ситуации трансформации социальной системы, общего кризиса социумаСредства массовой информации (Иллюзияприобщения к каким-то ценностям,соцгруппам, жизни в иллюзорной плоскостинизкая степень первичной социалзированостисоциально-структурные факторы(пропаганда распущенности, моральная дезориентация, распад общества на мельчайшие компоненты, «разрушение и угнетение первичных ценностных систем) Биологическое объяснение(наличие у некоторых людей прирож-денной предрасположенности к нарушениям социальных норм, причина тому - особен-ности индивида, наличие преступного темперамента)отсутствие экспериментальной дока-зательной базы , убедительная критика Психологическое объяснение(зависит от ценностно-нормативных представ-лений и общей направленности интересов личности)(в при д.п.ь в основе поведения лежит система ценностей, разнящаяся с нормой права, жестокость, лживость, «Бери от жизни все , что сможешь») Социологическое объяснение(Дюркгейм)основная идея - зависимость от кризисных явлений в общественном развитии Конфликт между господствующей культурой (культура большинства) и субкультурой, ведущий к отрицанию общепринятых норм морали , права)истоки - влияние со стороны преступного мира 1-кризисы2-радикальные социальные перемены3 дезорганизация социальной жизни (инфляция, подъемы и спады в экономике, падениеделовой активности) Разрушение соцнорм Люди теряют «ориен-таци.» в обществе Девиантное поведение Преступность Это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренной уголовным кодексом Опасность для личности -подавление прав и свобод личности актами насилия и т п.-рэкет (уничтожение мелких предпринимателей-принуждение женщин и подростков заниматься проституцией-распространение влияния и контрвлияния, например над профсоюзами-рост стоимости товаров и услуг-возможность полного подавления конституционных прав и свобод граждан путемфизического, морального и материального террора Опасность для общества -перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества сорганизованными преступными сообществами или коррмпировнными группами чиновников(особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгметаллов, производства и оборота оружия)-возможность манипулировать значительным капиталом, проникатьь в области законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля нд ценаминасаждение идеологии преступного мира, его романтизации-культивирование мафиозных и коррумпированных отношений , насилия, жесткости, агрессивности, происходит «социальное заражение» преступными обычаями и традициями Опасность для государства Создание в регионе параллельных властных структур, незаконных вооруженных формированийподкотовка, финансирование и организация прямыхантиконституционных действий в виде разжигания национальной враждыстимулирование бандитизма, контрабандыпроникновение в политпартии и государственный аппараткоррупции политдеятелей и государственных должностных лицстремление осбаить федеральную власть , чтобы облегчить контроль над целыми регионами Человек, психологически готовый совершить преступ-ление -ограниченность потреб-ностей и интересов-нарушение равноовесиямежду разными их видами-признание возможностииспользования антиобщ методов-нет соц. Ответственности, привычка к некритическойоценке своего поведения -наличие определенного контингента лиц -преступников, для которых преступная деятель-ность стала профессиональной.-это массовое явление т (есть общ. Причины)-это социальное явление (коренится в недрах общ.Отношений, отражает особенности социальной жизни,это крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества-это правовое явление( так как включает в себя лишь то, что закреплено в уголовном кодексе 1корыстные2насильственные3агрессивные4экономические5местный и международныйтерроризм Против личности, в сфере экономики, против общ. Безопасноти, общ порядка,против гос. Власти, военной службы, против мира и безопасности Социальный контроль Социальные санкции -это реакция общества или социальной группы на поведение того или иного индивида в общественной ситуации. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Социальные предписания -запрет и разрешение что-либо делать , обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной) На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Отношение к старшимколлективные символы (знамя, герб, гимн)религиозные обрядызаконы государстваитог - сплоченное , охраняемое общества Методы социального контроля Агенты и инстуременты социальногоконтроля Самоконтроль Внешний контроль Это внутренний контроль Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая их с общепринятыми нормами, утвержденными в сознании в процессе социализацииПроявлением внутреннего контроля является совесть. Это совокупность институтов и механизмов,, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов Формальный контроль(институциональный) - это контроль, основанный на одобрении или осуждении со стороны официальных органов Неформальный контроль(внутрегрупповой) - это контроль, основанный на одобрении или осуждении со стороны группы друзей,родственников, коллег, знакомых, + общественное мнение (выражено через традиции и обычаи либо СМИ) ОСНОВА-нормы-обычаи-ролевые ожидания, усвоенные индивидом Агентысоциаль-ногоконтроля Агентысоциаль-ногоконтроля Институты обществаСуды, армия, производство, СМИ, политическиепартии, правительство, администрация, государство, прочие Лица-работники-босс-полицейские и другие Лица-родственники-друзья-знакомые-общественное мнение-семья Институты-семья М Е Т О Д Ы К О Н Т Р О Л Я жесткие мягкие Действующая Конституция и уголовный кодекс РФ Средства Массовой Информации Политические репрессии, рэкет, организованная преступность Экономические санкции международного сообщества прямые Косвен-ные В современном обществе роль формального контроля возросла(причины - В сложном, динамично изменяющемся обществе, особенно в ситуации многомиллионной страны, всегда трудно поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен группой людей,) Неформальный контроль ограничен группой людей,, поэтому в большом обществе неэффективен. Неформальный контрольявляется локальным (местным) Формальный контроль - это конт-роль , который действует на территории всей страны, он глобален Формальный контроль исторически возник позженеформального , а именно а период зарождениесложных общественных и государств, в частностидревневосточных империй Первая форма - вождествп (круг формальных санкций к нарушителям, например, отстранение от должности в государственном аппарате, смертная казнь, но + существовала разветвленная система вознаграждений Основные компоненты Социальные нормы Общественное мнение санкции Индивидуальное сознание Самоконтроль как процесс и осознание При взаимодействии обеспечи-вают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности , которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами,+ условие самореализации личности , ее успешноого взаимодействия с другими людьми Совесть - субъективное осознание соответствия и несоответсвия собственногоповедения нравственным нормам Виды социальных санкций позитивные негативные Неформальные Формальные Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных органи-заций(правительства, учреждения, творчес-кого союза ) (правительственные награды, премии, стипендии, пожалованные титулы, сооружение памятника, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления)) Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, пред-писаниями , распоряжениями (лишение гражданских прав, депремирование, конфискация имущества, разжалования, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви) Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций (дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, улыбка, признание лидерских или экспертных качеств) Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный образ, жалоба, сочинение памфлета, фельетона, разоблачительная статья) Инструмент социального контроля СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретныхсоциальных (общественных)функций и строится на основе опред. идеальныхнорм, правил, стандартов поведения Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей реализующихопределенные функции в обществе , главнаяиз которых - удовлетворение социальных потребностей-самовоспроизводство, воспитание-социализация и взаимодействие-обеспечение материальных условий для существованиядуховные (самореализация, самоутверждение, самоак-туализация )(религия, философия, мировоззрение, мир идей)-организация и упорядоченность Потребность в воспроизводстве рода - институт семьи брака Потребность в безопасности и социальном порядке - политические институты, государство Потребность в добывании средств для существования - экономические институты, производство Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни - институт редлигии Потребности в передаче знаний, подготовки кадров, социализации подрастающего поколения - институт образования в широком смысле слова, включая науку, культуру Вывод 1Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей Промискуитет (беспорядочные половые отношения, грозили человечеству генетическим вырождением) Запрет кровосмешения (запрет половых отношений между кровынми родственниками) - 1в истори ранний социнститут (институт семьи и брака Институты выступают инструментамисоцконтроля благодаря своему нормативному порядку стимумулируют людей подчинятся и дисциплинироваться. Функции Забота, высаживание и воспитание детей Добывание пищи, одежды, жилья Поддержание законов, праи стандартов Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Социализация людей,приобщение к базовымценностям и практикам институты Семейно-брачные экономические политические религиозные образование Основные роли Отец, мать Работодатель, наемный работник,покупатель, продавец Законодатель, субъект права Пастор,прихожанин Учитель, ученик Физические черты Дом, ребенок, обстановка Фабрика, офис, магазин Общественныездания и места Собор, церковь Школа, колледж, учебник Символические черты Кольца, контракт,обручение Деньги, торговля,марка, реклама Флаг, кодекс, хартия Крест, алтарь,библия Диплом, степень Функции и структурные элементы основных институтов общества Нормальное функционирова-ние социнститутов - благо общества, а неправильное - колоссальное зло (Вопрос о плюсах и минусах институционализации см. Далее) Основные институты в каждом обществе -от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Их предназначение - удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества. В период с 70-х до 90-х система образования изменялась очень медленно, поэтому образовалась огромная пропасть между теоретическими и практическиминавыками студентов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, ам там, где трудились на устаревшем оборудовании , знаний было излишне много. Затем *- перестройка конца 80-х годов. Повернившись к рыночным отношениям, обществоне устранило еще один недостаток марксисткого обществоведения, так как у молодежи не было знаний о рыночной экономике, менеджменте, современной социологии, психологии и философии. Колоссальный экономический ущерб, потери - сотни миллионов + социальный и нравственный ущерб. Внутри главных институтов (подобно матрешек ) скрываются неглавные (неосновные)институты - это частные социальные практики, и обычаи. Институт семьи и брака Система родства, институты отцовства, материнства, родовой мести,, побратимства, наследование социального статуса, родителей, имянаречия Институты религии Институты целибата, ,крещения, инквизиции, епископата, монашества Каждый из социальных институтовпретерпевает метаморфозы, проходят эволюционныйпроцесс развития Групповой брак полигамия моногамия Расширенная семья Нуклеарная семья (2 поколения) семья Виды социальных институтов культурные экономические Семейно-брачные образовательные военные религиозные Функции социальных институтов Функции - та польза, которую социальный институт приносит обществу, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. «Функционирование» - значит приносить пользу обществу. Дисфункция - приносящиеущерб обществу социальные институты. Кризис института семьи в 80-е годы в России-рост разводов-неэффективная социализация детей-неправильное распредление ролей между мужем и женойПричина - число исфункций превысило число функций закрепление воспроизводства общественных отношений -регулятивная функция -транслирующая (передача традиционных основ общества) интегратиная (сплочение людей и стабилизация общества) -коммуникативная явные латентные функции дисфункции Социальные институты имеют явные и латентные функции. Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что они не наносят вреда. Они показывают , что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.