Презентация по ИЗО на тему Народный праздничный костюм (5 класс)


Русский костюм Составитель: Басалаева Татьяна Федоровна учитель ИЗО и технологии МБОУ «Верх-Тайменская ООШ» Рубаха Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети часто носили только рубахи. Вышивка Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы. Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия. Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле. Девичий костюм Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми. Девичий головной убор «коруна» Девичий головной убор «коруна» Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в. Костюм замужней женщины Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером Женский головной убор кокошникНижегородская губ. 19 в. Женский головной убор «сборник» В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода. Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская губ., 19 в. Женский головной убор «сорока с мохрами» Орловская губ. 19 в. Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский Женский костюм юга России На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), берегиня – он оберегал живот. Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник Женский костюм севера России Северный женский костюм состоял из рубахи. Сарафана и душегреи или епанечки (короткой кофточки из парчовой ткани)Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый. Назови женские головные уборы Как называлась мужская рубаха? Литература: Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004 Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974 Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2012.