Образ Бабы-Яги в русских народных сказках


МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.КазаниАвтор – учитель начальных классов Якупова Венера Геннадьевна Цель урока: Изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках Задачи :1. Узнать, кто такая Баба-Яга, как появился ее образ.2. Описать облик Бабы Яги, выяснить, какой у нее характер. 3. Определить род ее занятий. 4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми. ОТГАДАЙ, КТО ЭТО? ЗЛАЯ, СТАРАЯ и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете Об этимологии слова «Баба Яга» Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба Яга была главная матерь, которая знала все. Портрет Бабы-Яги Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями. Кости местами выходят наружу. Костеногость Ягихи исследователи связывают с её звероподобным или змееподобным происхождением, либо из царства мёртвых.В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон. Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа Яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, чтобы употребить их в пищу. Характер Поведение Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда Яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча. Питание Любит жареных детей. Спутники Бабы Яги Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Дом Бабы Яги Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка - врата в мертвое царство. Древние наши богатыри всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене). Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".    Средство передвижения Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Отношения с людьми В русских сказках баба-яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то вдруг после традиционного приветствия "Фу! Фу! Русской коски слыхом было не слыхать и видом не видать, а нынче русская коска сама на двор пришла!" советует Ивану- царевичу, как "доступать Елену Прекрасну" ("Царевна- лягушка"). Основные образы Бабы-Яги Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Она открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.  Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем); … Баба – Яга вышла и говорит своей работнице: - Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба Яга»… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.    «Василиса Прекрасная» Яга-советчица: сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, (к примеру, к своей старшей сестре)Послушай же, ступай по тропинкеИ дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.                                                       «Василиса Премудрая» Яга-воительница Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная» …Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга») Фрагмент анализа сказки: Например, : "Сказка о молодильных яблоках и живой воде".Рассматривая сказку, выделяем основные элементы ее структуры:1. Исходная ситуация ( "В некотором царстве…жили-были…")2. Беда3. Уход героя из дома (младший даже уходит иначе, т.е. его сразу выделяют)4. Получение волшебного средства5. Испытание (обряд инициации) Встреча с Бабой-ягой:- Почему герою надо было заходить в эту избушку?- Почему не мог объехать?- Почему просит избушку повернутся?- Почему Баба-яга говорит "русским духом пахнет", когда герой входит?- Почему у Бабы-яги костяная нога?- Почему герой должен был в бане попариться?- И т.д. Сказки о Бабе Яге 1. Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.2. Гуси-лебеди.3. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.4. Финист – ясный сокол.5. Василиса Прекрасная.6. Две сестры.7. Два Ивана.8. Баба Яга.9. Медное, серебряное и золотое царство.10. Иван-царевич и Белый Полянин.11. Ненаглядная красота.12. Кащей Бессмертный. Баба Яга - одно из   самых известных    и таинственных    существ   на Земле.  Она не всегда бывает злая и коварная,  часто помогает   герою, но она   существо более опасное, обладающее   куда большей   силою,  потому что живет она, в дремучем лесу,   на границе   мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные   возможности.  Заключение Основные выводы: Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.   Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из сказочного царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Литература: Большой энциклопедический словарь. Мифология – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. С.83. 2. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: ЭКСМО. 2003. С. 11-12. 3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель. 2006. С. 14, 347. 4. Деревянное зодчество Руси. М.: «Белый город». 2003. С. 15-20. 5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М. 1996. С. 127. 6. Сказочные герои. Детская энциклопедия «Аргументы и факты». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №4, 2000. 7. Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993. 8. Русские народные сказки. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1992. 9. Сказки «Кума-чародейка». – Нижний Новгород: «Русский купец». 2003. 10. Русские народные сказки. Летучий корабль. Минск: ООО «МЕТ». 2000. 11. Русские сказки. Минск: ООО «МЕТ». 1999. 12. Ненаглядная красота. Русские волшебные сказки. - М.: Детская литература. 1993.