Эффективная методика подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию


Автор проекта учитель истории и обществознания МБОУ «Алан – Бексерская ООШ» Высокогорского муниципального района РТМамедова Эсмиральда Валеховна Проект «Методика эффективной подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по предмету «Обществознание» направлен на создание модели систематизированной подготовки учеников к ОГЭ.   Рассчитан на преподавателей, а также учащихся 9 классов – для самоподготовки и самоконтроля. Вместе с тем, специфика темы и структура проекта позволяют эффективно использовать его отдельные элементы в преподавании обществознания в 9 классе. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Сконструировать модель эффективной подготовки учащихся к сдаче ОГЭпо обществознанию.Познакомить учащихся с заданиями ОГЭ, обобщить их по видам проверяемых умений и навыков; создать систему рекомендаций по выполнению заданий ОГЭ различного уровня сложности;включить учащихся в проектную деятельность;отработать основные умения и навыки участников проектной деятельности.   Ожидаемые результаты Реализация проекта дает возможность поэтапной отработки того или иного вида заданий ОГЭ :-знание понятий, терминов; -поиск социальной информации в различных источниках;-сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий;-умение анализировать, классифицировать;-формировать собственные суждения и аргументы и др.Выявить пробелы и устранить их.Обобщить и систематизировать изученное. Рекомендации по подготовке учеников к сдаче ОГЭ Задания А1,А2, А5, А7,А8,А11, А14, А17, А18. проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания Пример: В широком смысле под обществом надо пониматьВсе человечествоРабовладельческое обществоСпортивный коллективНаселение страныЧеловека от животного отличаетНаличие мозгаНаличие инстинктовРазвитая кисть рукиСпособность мыслить Задания А3, А9, А12, А15, А19 проверяют умение применять социально – гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач Пример: Выражение «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» является результатомНаучного познанияОбыденного знанияМифологического знанияРелигиозного мировоззренияНиколай Иванович всегда уступает место в транспорте женщинам и людям пожилого возраста. Он следует нормамМорали 3) ЭстетикиРелигии 4) Этикета Задания А 4, А6, А10, А13, А16, А20.проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук Пример: Верны ли следующие суждения о природе?А. Природа – это совокупность естественных условий обитания человека.Б. Природа – это мир, созданный человеком.Верно только А 3) верны оба сужденияВерно только Б 4) оба суждения не верны   Задания уровня В Задания В1 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия   Пример В1 В приведенном списке указаны черты сходства понятий государство и правовое государство и отличия государства от правового государства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.Верховенство законаНаличие органов и структуры правленияГосударственный суверенитетСистема разделения властей Черты сходства Черты отличия   Задания уровня В Задания В2 проверяют умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями   Пример В2 Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.ПРИЗНАКИ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫА) вера в потусторонний мир 1) религияБ) плюрализм мнений 2) искусствоВ) соблюдение определенного ритуалаГ) отражение личной позиции автора впроизведенииЗапишите в таблицу выбранные цифры А Б В Г   Задания уровня В Задания В3 проверяют умение различать в социальной информации факты и мнения   Пример В3Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А) В экономической науке существует понятие «фактор производства». (Б) В качестве главного фактора производства многие ученые выделяют природные ресурсы. (В) Под фактором производства можно подразумевать и капитал.Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В   Задания уровня В Задания В4-В5 проверяют умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках, а также анализировать, классифицировать, интерпретировать эту информацию и соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса   Задания уровня С Задания С1-С5 проверяют умения осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; формировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Часть 3 (С) - самая сложная в Государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию. Она содержит 6 заданий с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно повышенного и высокого уровня сложности, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. Среди заданий с развернутым ответом представлены заданиябазового (С2 и С3),- повышенного (С1 и С5); высокого (С4 и С6) уровней сложности. В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ему место. Часть 3 (С) дает возможностьвыпускнику основной школыполучить на экзамене до 13 первичных баллов. Это примернотреть баллов, которые можно получить на экзамене за всю работу Задание С 1 требует умения составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.Задание С 2 предполагает извлечение из текста информации, представленной в явном виде. Оно позволяет выявить адекватность понимания выпускниками отдельных идей текста. Задание С 3 направлено на извлечение и частичное преобразование, интерпретацию информации текста. Задание С 4 предполагает выход за рамки содержаниятекста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личногосоциального опыта выпускника Задание-задача С5 проверяет комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы,применять знания обществоведческого курсадля анализа практическойситуации, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, использовать ее для решения проблемы и др. Задание С 6 высокого уровня сложности, предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует выхода за его пределы в более широкое содержательно-информационное пространство, из которого и будут почерпнуты аргументы. Рекомендации по выполнению задания С1Выполняя задания данного типа, ученик отвечает, по сути, на два вопроса:верно ли схвачена мной структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста) Рекомендации по выполнению задания С1Задание С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Авторы-составители предлагают, в основном, для рассмотрения две разновидности текстов:- текст, содержащий фрагмент какого-либо нормативного документа (статьи нормативного акта, т.д.)-текст, содержащий фрагмент книги или статьи какого-либо автора на обществоведческую тему. Рекомендации по выполнению задания С1Советы бывалого:1.Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована.2.Количество выделенных фрагментов может быть различным3. План может быть простым либо сложным, в назывной, вопросной или тезисной форме.4.Одной из особенностей чтения специальных текстов является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с текстом и только после этого его тщательная проработка.5. Используй просмотровое, ознакомительное (выборочное) и изучающее чтение. Рекомендации по выполнению задания С1Советы бывалого:6.Записывать обязательно! Выписывай главные положения, и создавай графические схемы. 7.Подчеркивай и выделяй, нумеруй отдельные положения.8. Используй систему знаков-символов.9. Приучи себя к уточнению всех терминов и понятий.10. Важно, чтобы записи были наглядны и обозримы. Рекомендации по выполнению задания С1Алгоритм1.Внимательно рассмотри текст: - определи, к какому разделу школьного курса обществознания относится этот текст (человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право);- определи, с какой базовой наукой связан данный текст (социология, философия, политология, культурология, психология, экономика, правоведение);- определи, какой вид обществоведческого текста перед тобой: нормативный акт, статья, эссе, письмо и т.д., и к какому речевому стилю он относится: публицистический, научный и т.д.; 2.Внимательно прочитай текст:- какую социальную проблему поднимает автор?- каково авторское отношение к проблеме?-как устроен текст? (сколько в нем абзацев, сколько смысловых фрагментов, совпадают ли они);  3. Составь план текста:   - прочти предложенный текст и запиши его название;   - выдели карандашом в тексте основные разделы (фрагменты) , из которых состоит текст;   - запиши названия для каждого из разделов текста в тетрадь – это и есть план текста.  Рекомендации по выполнению задания С6Задание С6-формулирование и аргументация собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1)мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией;2)два аргумента (объяснения) Чтобы избежать ошибок, можно использовать опорные схемы экзаменационного задания.Опорная схема - условно-графическое пособие, позволяющее в наглядной форме представить структуру задания (условие, единицы готовой информации, вопросы и неизвестное) и последовательность выполнения действий при решении этого задания.Извлечение информации, представленной в явном виде Я согласен (не согласен) с тем, что… 1 Первый аргумент (объяснение) в защиту (текст либо…) 2. Второй аргумент (объяснение) в защиту (текст либо…) Спасибо за внимание!