Презентация по русскому языку ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к выполнению части С


ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к выполнению части С Пронина Т.И. учитель русского языкаи литературыМКОУ «Ростошинская СОШ» Проблема Комментарий Позиция автора Собственное мнение Агрументация собственного мнения Вывод Композиция сочинения Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Самые общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и окружающей среды Эстетические Восприятие человеком прекрасного Человек и природа Человек и история Человек и война Человек и искусство Человек и наука Человек и язык Человек и мир Проблемы текстов ЕГЭ Человек и мир В чем смысл жизни?Что такое свобода (добро, истина…)?Эволюция и революцияПроблема самопознанияЛ.Н. Толстой. Духовные искания героев романа «Война и мир»Д. Лихачев «Большое в малом»М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Человек и история Роль личности в историиПроблема исторической памятиОбъективная оценка исторических событий и лицЛ.Н. Толстой «Война и мир» (Наполеон и Кутузов)Д.С. Лихачев «Память»В. Быков «Обелиск» Человек и язык Состояние современного языкаБогатство и бедность нашей речиСоблюдение норм литературного языкаРечь человека и его внутренний мирИ. Тургенев «Русский язык»Д. Лихачев «Учимся говорить и писать»Э. Н. Успенский «Слово о словах» Человек и наука Роль науки в жизни человека и обществаНаучный подвиг и радость познания. Ответственность ученых за последствия научных открытийА.С. Грибоедов «Горе от ума» («В науки вперит ум, алчущий познаний…»)И.С. Тургенев «Отцы и дети»М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Человек и искусство Искусство истинное и ложноеВоздействие искусства на человекаПонимание искусства. Познание и изображение мира среди искусстваМ. Булгаков «Мастер и Маргарита»Д. Лихачев «Любите читать!»(Кн. очерков «Земля родная»)А. Куприн «Гранатовый браслет» Человек и война Ценность человеческой жизни и неестественность смертиПроблема исторической памятиЧто помогает выжить на войне?Проблема патриотизма/предательстваПроблема нравственного выбора человекаЛ. Толстой «Война и мир»М. Шолохов «Тихий Дон»В. Быков «Сотников», «Обелиск»Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»А. Твардовский «Василий Теркин»Поэзия военных лет Человек и природа Человек и природаПотребительское отношение человека к природеИзучение и охрана природыВлияние природы на человекаУмение видеть красоту природыВ. Распутин «Прощание с Матерой»В. Астафьев «Царь-рыба»И. Тургенев «Отцы и дети» («Природа не храм, а мастерская…»)Ю. Нагибин «Зимний дуб»М. Пришвин «Кладовая солнца» («Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца…») Человек и нравственные ценности Что такое честь (достоинство, благородство, интеллигентность…) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества?Проблема гуманизма/эгоизмаА.С. Пушкин «Капитанская дочка»Д. Лихачев «Об интеллигентности» (Кн. очерков «Земля родная»)М. Горький «Старуха Изергиль»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Способы формулирования проблемы Проблема + род.п. Вопросительное предложение Цитата Способы формулирования проблемы Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста «От позиции автора - к проблеме» Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях? Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова Выявление проблематики художественного текста Что такое комментарий? Комментарий - рассуждения, замечания по поводу того, как автор раскрывает проблему.Задачи комментария:разъяснить, охарактеризовать проблему;объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Комментарий Текстуальный Концептуальный «от текста к проблеме» «от проблемы к тексту» Виды комментария Текстовый комментарий (публицистический текст) Проблема раскрывается автором в примере… В качестве примера автор рассматривает… Автор заставляет читателя задуматься (над чем) Автор текста обращает внимание на… В размышлениях автора звучит мысль о том, что… Автор доказывает, что… Автор убежден в том, что… Автор разделяет мнение (кого) Автор искренне восхищен, огорчен (чем) Текстовый комментарий (художественный текст) Автор раскрывает проблему взаимоотношений на примере (кого? с кем?) Не случайно писатель изображает (кого?, что?) Поступок героя свидетельствует о том, что… Слова (мысли) героя показывают, что… Писатель осуждает/одобряет поступок героя Автор сочувствует герою (героям) Симпатии автора на стороне (кого?) Таким образом, писатель хотел показать, что… Концепционный комментарий Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. Это социальная (нравственная и т.д. ) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где?, когда?), Как и большинство из нас, автор считает, что… Вопреки мнению большинства, автор считает, что… Автор обращает внимание на… Автор подробно рассматривает… Таким образом, автор убеждает нас, что… Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой. Как выявить позицию автора? Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Тезис Вывод Аргумент 2 Аргумент 1 Структура аргументации Наверное, это одно из самых ярких признаний в любви своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. Микровывод А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего - с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина : «Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою» Иллюстративная часть Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. Логический переход Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины. Тезис